В чем заключается системный характер социальной коммуникации
Социальная коммуникация
- Предмет и объект социологии
- Предмет, структура и функции социологии
- Социология и социологические теории
- Социальная парадигма
- Основы социологии
- Научная социология
- Структура и уровни социологического знания
- Социология как наука
- Уровни социологии
Социальная коммуникация — взаимный обмен между акторами смысловой и оценочной социально значимой информацией, оказывающей воздействие как на акторов социального взаимодействия, так и на общество в целом.
Понятие и содержание процесса социальной коммуникации
Важнейшей составляющей социального взаимодействия является социальная коммуникация. Хотя в каких-то ситуациях возможно взаимодействие без коммуникации, в подавляющем большинстве случаев социальные контакты включают коммуникацию.
Коммуникация — это взаимный обмен информацией, предполагающий ориентацию обоих участников на ответную открытость партнера. Такой обмен происходит не обязательно в словесной форме (вербальной), но и в невербальной. Невербальная коммуникация значительно древнее вербальной. Она включает в себя жесты и мимику, танец, музыку, изобразительное искусство, скульптуру и архитектуру. В самом деле, оставшиеся от прошедших веков инженерные сооружения, храмы, дворцы, скульптуры, картины передают без слов информацию о жизни, чувствах, взаимоотношениях давно умерших людей.
Суть процесса коммуникации, как следует из определения, состоит в передаче другому участнику сообщения, содержащего информацию. Сам акт раскрытия содержания своего сознания в ходе коммуникации в социологии называют сигналом.
Но сигнал — это не всегда сообщение или информация. Например, если на улице к нам обратится прохожий на иностранном языке, которого мы не знаем, то мы примем такой сигнал, но не получим реального сообщения. Конечно, в таком случае не состоится ни коммуникации, ни получения информации. Если говорится что-то такое, что нам уже известно, мы получаем сообщение, но оно не является для нас информацией. Сообщение будет информацией только в том случае, если оно содержит нечто для нас неизвестное.
Передача информации в ходе коммуникативного процесса требует определенных носителей — символов и знаков, так как коммуникация по своей природе — символический процесс. В качестве символов и знаков выступают объекты, раскрывающие смысл, который они содержат не сами по себе, а благодаря тому, что данным смыслом их наделило общество. Такой смысл — это значение знака. Поэтому можно сказать, что коммуникация представляет собой процесс расшифровки знаков и прочтения их социальных значений.
Знаками являются слова, жесты, позы, мимика, иногда — экспрессивное поведение (смех, улыбки, слезы, вздохи и т.д.).
Язык — важнейшая знаковая система, институционализированная обществом и имеющая поэтому исторический характер. Индивид рождается и формируется в конкретном социальном контексте, где уже задана конкретная структура языка. Поэтому язык любого общества опосредованно отражает структуру самого общества и как бы задает специфику социальной коммуникации.
Важной характеристикой любого коммуникативного процесса является намерение участников повлиять друг на друга. Влияние может осуществляться за счет использования таких механизмов психологического воздействия, как:
- убеждение — процесс целенаправленного коммуникативного воздействия, характеризующийся логическим обоснованием сообщения (или нескольких сообщений) с целью добиться согласия собеседника (или аудитории) с высказываемой точкой зрения;
- внушение — способ коммуникативного воздействия, рассчитанного на некритическое восприятие информации; такой характер восприятия не требует ни развернутого логического анализа, ни оценки, ни глубоких размышлений, а реализуется за счет воздействия на чувства, эмоции, которые в свою очередь влияют на интеллектуальные и волевые характеристики индивида, не подозревающего о том, что он подвергается внешнему воздействию.
Внушение используется для того, чтобы создать у собеседника состояние, побуждающее его к определенным действиям. Результативность этого процесса напрямую зависит от индивидуальных особенностей индивида, уровня его образования, культуры, психического состояния и степени подверженности влияниям. Кроме того, сила воздействия во многом зависит от наглядности, доступности, образности и лаконичности информации. Эффективность коммуникативных средств во многом определяется тем, насколько содержание внушаемого сообщения в общем и целом соответствует интересам и потребностям аудитории.
Коммуникационный процесс
Важнейшей составляющей социального взаимодействия является социальная коммуникация.
Социальная коммуникация в современной социологии рассматривается как взаимный обмен между акторами смысловой и оценочной социально значимой информацией, оказывающей воздействие как на акторов социального взаимодействия, так и на общество в целом. Выделяют следующие типы социальной коммуникации:
- по характеру целевой аудитории — межличностную, групповую и массовую;
- по автору, источнику сообщения — официальную и неофициальную;
- по способу трансляции — вербальную и невербальную.
Коммуникативный процесс
Суть процесса социальной коммуникации состоит в передаче сообщения, содержащего информацию, одним участником коммуникации другому участнику. Акт раскрытия определенного содержания сообщения в ходе коммуникации в социологии называют сигналом. Если прохожий на улице к вам обратится на иностранном языке, которого вы не знаете, то вы примете такой сигнал, но не получите реального сообщения, следовательно, в таком случае не состоится ни коммуникации, ни получения информации. Если вам говорят что-то такое, что вы уже знаете, вы получите сообщение, но оно не является для вас информацией. Оно станет информацией только в том случае, если содержит нечто для вас неизвестное.
Передача информации в ходе коммуникативного процесса требует определенных носителей — символов и знаков, так как коммуникация по своей природе — символический процесс. Такими символами и знаками выступают объекты, раскрывающие смысл, который они содержат не сами по себе, а благодаря тому, что этим смыслом их наделило общество. Такой смысл — это значение знака. Поэтому можно сказать, что коммуникация представляет собой процесс расшифровки знаков и прочтения их социальных значений. Знаками являются слова, жесты, позы, мимика, иногда — но не всегда — экспрессивное поведение (смех, улыбки, слезы, вздохи и т.д.). Важнейшая знаковая система, институционализированная обществом и имеющая исторический характер, — это язык. Индивид рождается и формируется в конкретном социальном окружении, где уже задана конкретная структура языка. Поэтому язык любого общества опосредованно отражает структуры самого общества и как бы «задает» специфику социальной коммуникации.
Важной характеристикой любого коммуникативного процесса является намерение его участников повлиять друг на друга. Влияние может осуществляться за счет использования механизмов психологического воздействия, важнейшими из которых являются убеждение и внушение. Убеждение представляет собой процесс целенаправленного коммуникативного воздействия, характеризующийся логическим обоснованием сообщения (или нескольких сообщений) с целью добиться согласия собеседника (или аудитории) с высказываемой точкой зрения.
Внушение является способом коммуникативного воздействия, рассчитанного на некритическое восприятие информации. Такой характер восприятия не требует ни развернутого логического анализа, ни оценки, ни глубоких размышлений. Влияние внушения на психику и сознание индивида осуществляется за счет воздействия на чувства, эмоции, которые в свою очередь влияют на интеллектуальные и волевые характеристики индивида, не подозревающего, что он оказался подвержен внешнему воздействию.
Внушение используется для того, чтобы создать определенное состояние, побуждающее к определенным действиям. Действенность и результативность этого процесса напрямую зависят от индивидуальных особенностей индивида, уровня его образования, культуры, психического состояния и степени подверженности различным влияниям. Кроме того, сила воздействия во многом зависит от наглядности, доступности, образности и лаконичности информации. Степень эффективности различных коммуникативных средств во многом определяется тем, насколько содержание внушаемого сообщения в общем и целом соответствует интересам и потребностям аудитории.
Человеческая коммуникация может осуществляться на любом уровне. Для того чтобы стать индивидами, мы должны овладеть искусством межличностной коммуникации и должны научиться коммуникации с самим собой — интраличностной коммуникации и саморефлексии, т.е. должны уметь не просто думать и чувствовать, но думать и чувствовать о своих собственных мыслях и чувствах.
Под массовой коммуникацией в настоящее время понимается совокупность современных технических средств, позволяющих социальному актору обращаться к максимально многочисленной аудитории.
Основные средства массовой коммуникации — телевидение, радио, реклама, пресса и Интернет. Среди основных средств массовой коммуникации телевидение занимает лидирующие позиции, и его влияние растет с каждым годом. Современные социологические исследования демонстрируют явный приоритет телевидения в системе способов проведения свободного времени у представителей разных поколений.
SociologyDeep
Информация по социологии для студентов
Социальная коммуникация и ее особенности. Подходы к изучению социальной коммуникации
Коммуникация происходить от латинского слова «communіcatіo» — единство, «передача, соединение, сообщение», связанного с глаголом «communіco» — делаю общим, сообщаю, соединяю, производным от латинского «communіs» — общий.
Понятие коммуникация может употребляться в значении:
— социальная коммуникация, общение между людьми и другими социальными субъектами;
— связь с помощью технических средств;
— определенная система, с помощью которой обеспечивается соединение между отдаленными объектами, например: подземные коммуникации, транспортные коммуникации, канализационные коммуникации и т.п.
Можно выделить несколько основных подходов к пониманию сущности социальной коммуникации в современной науке. В частности, коммуникация рассматривается как:
— обмен информацией между сложными динамическими системами и их частями, которые способны принимать информацию, накапливать ее и превращать (Аркадий Урсул); [1]
— информационная связь субъекта с тем или другим объектом (Моисей Каган); [2]
— способ деятельности, который облегчает взаимное приспособление людей (Тамотсу Шибутани);[3]
— акт отправления информации от мозга одного человека к мозгу другого (Поль Смит, Крис Берри, Алан Пулфорд); [4]
— специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания (Андрей Зверинцев, Альвина Панфилова). [5]
Обобщая, можно говорить о существовании двух подходов к определению сущности коммуникации — механистического и деятельностного.
Механистический подход рассматривает коммуникацию как однонаправленный процесс передачи и приема информации.
Деятельностный подход рассматривает коммуникацию как процесс общения, обмена мнениями, знаниями, чувствами, схемами поведения, а также как общую деятельность участников коммуникации, в ходе которой производится общий взгляд на вещи и действия с ними.[6]
Теория коммуникации рассматривает социальное значение коммуникации, которое означает и характеризует разнообразие связей и отношений, которые возникают в человеческом обществе (коммуникационные процессы в обществе).
Социальная коммуникация — это обмен между людьми или другими социальными субъектами целостными знаковыми сообщениями, в которых отображенные информация, знание, идеи, эмоции и т.п., обусловленный определенными социальными критериями, различными сфера коммуникации, правилами поведения и обмена информацией в социуме.
Выделяются три основные (базовые) функции социальной коммуникации:
— Информационная функция означает, что благодаря социальной коммуникации в обществе передается информация о предметах, их свойствах, явлениях, действиях и процессах.
— Экспрессивная функция определяет способность социальной коммуникации передавать оценочную информацию о предметах или явлениях.
— Прагматическая функция означает, что социальная коммуникация является средством, которое побуждает человека к определенному действию и реакции.
Социальная коммуникация является объектом изучения многих наук — как гуманитарных, так и точных. Каждая наука выделяет из коммуникации как объекта исследования свой предмет изучения:
— технические дисциплины изучают возможности и способы передачи, обработки и хранения информации, создание специальных кодов — систем определенных символов и правил, с помощью которых можно представить необходимую информацию;
— психология и психолингвистика рассматривают факторы, которые оказывают содействие передаче и восприятию информации, причины, которые усложняют процесс межличностной и массовой коммуникации, а также мотивированность языкового поведения коммуникантов;
— этнография изучает бытовые и культурологические особенности коммуникации как общение в этнических ареалах;
— лингвистика занимается проблемами вербальной коммуникации — нормативным и ненормативным употреблением слов и словосочетаний в языке (как устной, так и письменной);
— паралингвистика специализируется на средствах невербальной коммуникации;
— социолингвистика исследует проблемы, связанные с социальной природой языка и особенностями его функционирование в разных социумах, а также механизмы взаимодействия социальных и языковых факторов, которые обуславливают контакты между представителями разных социальных групп;
— социология исследует проблемы связей и отношений отдельных социальных субъектов (отдельных личностей, малых и больших социальных групп);
— в политологии возникло отдельное направление, которое исследует политические процессы с точки зрения информационного обмена между субъектами политики.
Нас же интересует коммуникация на пресс-конференции с точки зрения теории коммуникации, как процесс особого обмена информацией.
Выводы и рекомендации
Практические рекомендации по проведению программы 1. Частота проведения встреч. Оптимальной оказалась частота встреч 2 раза в неделю. За это время ребята успевали обдумать предыдущую встречу и в то же время она не стиралась у них из памя .
Особенности морального сознания у мужчин и женщин
В своих исследованиях моральных отношений людей Л. Колберг выделил основу – личную честность и уважение прав других. Проявления «мужской и женской» морали отмечались многие исследования. Так, ранжируя по значимости 15 терминальн .
Общественное мнение как социальный институт и состояние массового сознания
Роль общественного мнения всегда возрастает в сложные, переломные моменты человеческой истории, поэтому повышенный интерес современных социологов к общественному мнению вполне закономерен. Российский социолог Б.А. Грушин утверждает, что « .
Социальная коммуникация: виды, характеристика, цели
Социальная коммуникация — это передача информации на большие или малые группы аудитории. Она передается с помощью символов и знаков. Со стремительным развитием техники этот вид коммуникации обрел разнообразные формы, что, к сожалению, не означает повышения его эффективности. Также некоторые теоретики рассматривают это явление как способ воздействия на обширные группы аудитории, с помощью чего реализуются цели тех, кто транслирует информацию.
Социальная коммуникация: характеристика
В процессе коммуникации задействованы 5 элементов, без которых она не может реализоваться:
- Коммуникатор – тот, кто является инициатором передачи и формирует ее в речевую, текстовую, аудио и видео форму;
- Само сообщение;
- Канал, с помощью которого устанавливается связь с аудиторией;
- Аудитория, к которой направляется информация;
- Цель передачи и уровень эффективности сообщения (воздействия).
Таким образом, социальная коммуникация характеризуется наличием определенной информации, которая распространяется посредством канала связи с широкой аудиторией, цель ее — воздействие на поведение, эмоции и ощущение людей. Также существует такая подача информации, которая ориентирована исключительно на интеллектуальное развитие масс и расширение их кругозора. Такая подача характеризуется нейтральностью и максимально возможной объективностью без оценочных элементов.
Виды социальной коммуникации
Некоторые исследователи под социальной коммуникацией понимают не только масштабное распространение сообщения, но и индивидуальный обмен, происходящий между двумя людьми. Его привычная форма – разговор. Несмотря на то, что это подходит к характеристике «социальная», чаще СК употребляется в этом значении, когда речь идет о группе или массе людей. Поэтому в данной статье мы используем более распространенное значение.
- По типу аудитории социальная коммуникация разделяется на специализированную и массовую. Вторая категория не подразумевает никакой специфики и готова воспринимать любую общественно значимую информацию.
- По источнику сообщения бывает формальной и неформальной: официальные заявления властей соответствуют первому виду, а, например, слухи о звездах относятся ко второму.
- По каналу передачи может быть вербальной и невербальной.
Социальная коммуникация и ее интенция
Интенция – это цель. Очень важный элемент массовой коммуникации, поскольку от этого зависит качество восприятия. В современной коммуникации существует несколько видов интенций:
- Распространить знания об окружении, проинформировать людей;
- Популяризировать идеи добра, обратить внимание аудитории на общечеловеческие ценности, распространить культуру и достоверную информацию о ней;
- Воздействие на общественное мнение и сознание, а также эмоциональное состояние аудитории;
- Поддержка и помощью в решении трудных задач, прояснение ситуаций;
- Стремление к нейтральному и псевдообъективному освещению событий;
- Установление диалога между аудиторией и источником вещания.
Социальная коммуникация и критерии ее эффективности
Основа любого вида коммуникации – установление диалога между адресатом и адресантом. Если он установлен плохо, или если интерпретация принимающего информацию неверна, то говорить об эффективности коммуникации не приходится. Поэтому данная тема является важной при освещении любого типа и вида коммуникации.
Существует ряд критериев, по которым устанавливается эффективность этого явления:
- Обязательное условие – желание коммуникатора понятно донести аудитории, зачем он публикует информацию, какова цель трансляции тех или иных событий.
- Следующий критерий – доверие. Если аудитория доверяет автору-коммуникатору и средству, с помощью которого осуществляется сообщение, то диалог может быть успешным. Цели автора и аудитории при этом должны соответствовать друг другу.
- Стремление построить материал на основе общечеловеческих ценностей, сделав правильные акценты.
- Сообщения не должны быть навязчивыми или преподноситься в излишне нейтральной форме: это нарушает их естественность, и значит, снижает эффективность воздействия, ассоциируясь с ложью.
Таким образом, эффективность коммуникации легко достижима, если соблюдать ряд принципов подачи информации и четко обозначить свое отношение к аудитории. Несмотря на то, что существуют разнообразные типы коммуникации, в этой статье расписаны самые универсальные характеристики и советы, которые пригодятся всем, кто связан с СМК.
Понятие социальной коммуникации: функциональный подход. Массовые коммуникации как объект исследования социологии
Социология – наука об обществе – изучает коммуникации, как одну из важнейших социальных подсистем наряду с другими: семьей, государством и пр., подлежащих изучению. Социальная коммуникация – один из объектов исследования социологии, науки об обществе[3].
Рассматривая данную подсистему, социология должна дать ответ на вопрос: как возникли социальные коммуникации, как развивались, что такое массовая коммуникация, каково ее отличие от других видов коммуникаций, какую роль в обществе, какие функции она выполняет.
Роль, которую играют коммуникации в обществе, определяется спецификой самого общества, как особой формы существования материи.
Известно, всеобщим свойством материи выступает движение. Движение, в свою очередь, проявляется как взаимодействие объектов и тел материального мира. Это взаимодействие материальных объектов сопровождается таким свойством как отражение, заключающееся в способности предметов материального мира передавать информацию в результате взаимодействия.
Передача информации в процессе отражения – это способность одних материальных объектов путем собственных изменений воспроизводить особенности взаимодействующих с ними других объектов. Например, если мяч ударяется о стену, то характер вмятины, оставшейся на мяче сообщит нам информацию о предмете (стене), с которым он взаимодействовал, а след, оставшийся на стене, – о мяче.
Поскольку движение и взаимодействие – всеобщее свойство материи, то и передача информации – всеобщее свойство материи. Это – фундаментальное свойство материального мира.
Но на разных уровнях развития материи формы передачи информации различны.
В неживойприроде эта передача информации носит простейшие, элементарные формы (как в вышеприведенном примере с мячом).
В живой природе информация начинает играть роль приспособления к окружающей среде. Информация теперь не только передается, но и накапливается. У растений это связано с чувствительностью, у низших животных – с раздражимостью – целесообразной реакцией организмов с целью выживания в соответствии с полученной из внешней среды информацией.
У высших животных появляется психика. Психика позволяет усваивать, накапливать большие и разнообразные потоки информации и благодаря этому – успешно ориентироваться в окружающей среде, целенаправленно приспосабливаться к ней.
Решающее значение начинает играть не только актуальная, но и генетическая информация. Накапливающиеся в процессе жизни полезные признаки (способствующие выживанию), транслируется на генетический код и трансформирует его. Генетическая информация обеспечивает приспособление, передаваемое по наследству. Жизнь организмов можно рассматривать как развертывание этой информации во времени и пространстве.
Возникновениеобщества – высшей формы развития материи – сопровождалось появлением высшей формы отражения – сознания. Сознание обеспечивает высшую форму передачи, обработки, хранения информации. Появляется субъект информации. Информация теперь не только передается, храниться, но и создается, творится этим субъектом – человеком, обществом.
Само возникновение сознания – результат работы предков человека с информацией. Сущностью сознания выступает возможность оперировать информацией на уровне абстрактного мышления.
Эта способность формируется как результат тренировки, способности к оперированию информацией в процессе трудовой деятельности, способности к информационному конструированию реальности.
Специфическим способом сохранения и передачи информации становится вторая сигнальная система.
Появление сознания обеспечивает появление принципиально иного способа передачи информации – социальной коммуникации, свойственной только человеческому обществу. Теперь передача информации осуществляется не генетическими, а социальными средствами. Этот процесс передачи информации социальными средствами (язык, труд, образование) получил название социализации.
Социализация – передача социального опыта, ценностей, знаний, норм поведения, способности к языку, труду – главное условие существования общества. Социализация, использующая принципиально новые – социальные – каналы, формы передачи информации, обеспечивает более высокие возможности приспособления человека к окружающей среде.
Сознание – условие социальной коммуникации, но верно и обратное: только в условиях социальное коммуникации сознание может сформироваться. Лишенные человеческого общества, оказавшиеся вне социальных коммуникаций, вне социализации, индивиды, не становятся людьми, личностями, что доказывается описанными фактами, например, воспитание детей в коллективах животных.
Второй функцией социализации, помимо трансляции социального опыта, является обеспечение социального управления. Здесь решающую роль, также, играют коммуникации. Используя их, субъект определяет, регулирует направление, отбор передаваемой информации, исходя из потребностей социального управления.
Здесь следует уточнить различие понятий «социальная коммуникация» и «социализация». Представляется, что если понятие «социализация» характеризует процесс передачи информации с точки зрения содержания, то формой передачи этой информации выступает коммуникация. Коммуникация как форма передачи информации в качестве средств использует социально обусловленные каналы (язык, труд, образование, СМИ).
Под социальной коммуникацией, в соответствии с функциональным подходом[4], следует понимать содержательный обмен смысловой информацией посредством социальных каналов между посылающим и принимающим информацию, обеспечивающий процессы социализации и социального управления. Это именно «процесс смыслового взаимодействия», т.е. принимающий и посылающий по-нимают смысл сообщения.
Социальная коммуникация – это особая и важнейшая подсистема общества, обеспечивающая процессы социализации путем обмена содержательной информацией.
Мы не можем согласиться с мнением Т.В. Науменко, что «…информация есть средство осуществления коммуникации, но не наоборот…»[5]. Представляется, что дело обстоит именно наоборот: не информация передают коммуникацию, а коммуникация транслирует информацию. Например, информация может существовать, быть накопленной, но вне коммуникации не сможет быть передана.
Поскольку коммуникация является лишь средством передачи информации, то она безразлична, индифферентна к ее содержанию. В некоторых случаях коммуникация может выступать и средством десоциализации, например, в современных телевизионных ток-шоу, апеллирующих не к социальным качествам человека, а культивирующим животные, асоциальные инстинкты. Коммуникация лишь средство, форма, которую можно наполнять различным содержанием и использовать в разных целях. Причины иногда десоциализирующего влияния коммуникаций связаны с характером современного рыночного общества. Эксплуатация низменных, животных инстинктов человека (порнография, насилие на экране) не требует больших затрат (интеллектуальных и временных, как например, создание высокохудожественных произведений) и дает максимальную прибыль.
Но какие бы функции не выполняла коммуникация – социализации или десоциализации, она всегда носит социальный характер. Во-первых, она транслирует смысловую, т.е. социально-содержа-тельную информацию. Во-вторых, использует для этого социально обусловленные каналы.
Базовые составляющие социокоммуникации
Дата добавления: 2014-12-01 ; просмотров: 1455 ; Нарушение авторских прав
Понимание социальной коммуникации как предмета социокоммуникации позволяет обосновать ее базовые составляющие — основные аспекты ее исследования. К ним относятся: а) социальные структуры общества» в плане их коммуникативных характеристик, б) коммуникативные системы, реализующие различные виды социальной коммуникации, в) каналы, уровни и средства коммуникации, обеспечивающие передачу и восприятие информации и социально значимой оценки. Степень разработанности каждой из этих составляющих различна; кроме того, их исследование проводится в рамках научных дисциплин, имеющих свои цели и задачи. Вопросы социальной структуры общества представляют непосредственный интерес для социологии. Коммуникативные, системы изучаются преимущественно в связи с прикладными задачами коммуникации на базе теории информации. Изучение каналов и средств коммуникации связано главным образом с проблемами средств массовой информации и массовой коммуникации в плане их эффективности. Для социокоммуникации важны такие характеристики этих составляющих, которые позволяют выявить механизм коммуникативного взаимодействия людей и воздействия на их социальную оценку передаваемой и получаемой информации.
Понятие социальной общности, или социума является одним из ключевых категорий социологии. Социум (лат. socium «общее, совместное») понимается как «большая устойчивая социальная общность, характеризуемая единством условий жизнедеятельности людей в каких-то существенных отношениях и вследствие этого общностью культуры» (Словарь, 1988. С. 376). Но человеческое общество может быть структурировано по-разному, в зависимости от признака, определяющего его целостность на базе семейнородственных, классовых, территориальных или других отношений людей. Целостность является существенной характеристикой любой разновидности социума. Дело в том, что в каждой социальной структуре, будь то большая или малая группа, подгруппа, семейная ячейка, действуют определенные социальные нормы, которые закреплены традицией, юридически или морально-нравственными обязательствами. В целом, можно сказать, что первая составляющая достаточно хорошо изучена как в общей, так и в частной социологии, хотя принципы стратификации общества как социума неоднородны, отсюда неопределенность границ, количества, объема и уровня социальных общностей различного вида. Это в значительной степени осложняет исследование проблем собственно социокоммуникации — какой вариант стратификации данного общества взять за первооснову при анализе социальной коммуникации, насколько этот вариант актуален для настоящего времени, в какой степени он связан с характеристиками социоречевого поведения членов этого общества? Так, в частности, установлено, что в территориально обусловленных общностях существует своя речевая норма, которая обеспечивает адекватное продуцирование и понимание информации.
Следовательно, для социокоммуникации в первую очередь необходимо выяснить, какие социально значимые параметры стратификации общества (пол, возраст, род занятий, образ жизни и др.) связаны с дифференциацией и варьированием нормативных характеристик коммуникации. Выяснением этих вопросов занимается социолингвистика (см. Швейцер. 1976). Но социолингвистика оперирует главным образом языковыми единицами — фонемой, морфемой, словом, словосочетанием, предложением. Для коммуникации необходимы свои единицы — единицы коммуникации, которые способствуют не только адекватной передаче и восприятию информации, но и связи этой информации с конкретной ситуацией общения. Сравним, например, смысловую информацию, которую передает слово пожар в предложении «Пожар уничтожил десятки гектаров леса» и в однословном восклицании «Пожар!». В первом случае отправитель и получатель информации отстранены от описываемой ситуации. Слово пожар употребляется в так называемой номинативной функции — оно лишь называет стихию, которая послужила причиной гибели леса. Смысл этого слова уточняется через сочетаемость с другими словами предложения. Во втором случае слово пожар употребляется в коммуникативной функции — оно сообщает информацию с определенной целью — предупредить об опасности или побудить к действию в данной ситуации. Оно самодостаточно, т.к., будучи интонационно оформлено как высказывание, именно в этом статусе высказывания функционирует как коммуникативная единица. При этом неважно, какой произносительный вариант был использован — «акающий», характерный для жителей Москвы и южных регионов России (пажар), или «окающий», характерный для северных территорий распространения русского языка (пожар). Гораздо важнее, кто сообщил информацию, каким тоном, каким способом (по телефону, при личном контакте, когда большую роль играют жесты, мимика). Следовательно, для социокоммуникации необходимо знать, какиее социально обусловленные признаки индивидов являются существенными и несущественными в различных условиях коммуникации.
Вторая составляющая — коммуникативная система отличается от коммуникации как сущность отличается от функции. Для того чтобы выделить коммуникативную систему из процесса коммуникации, необходимо знать основные характеристики системы как таковой. Вспомним, что в теории систем основополагающими признаками любой системы являются: а) объектность — наличие объектов, сущностей, элементов, б) структура — сеть отношений или связей между элементами и в) целостность, обеспечивающая функционирование системы как единства (Кузьмин. 1980).
Сложность обоснования системы, в том числе и коммуникативной, заключается в трудности аргументировать именно целостность как признак системы. Легче выделяются элементы, сложнее выявить структуру и труднее всего обосновать целостность, то есть определить по сути дела границы системы, в пределах которых она функционирует как единство. В этом плане коммуникативная система не отличается от других. Более того, включая варьирующиеся и разнородные элементы (вербальные и невербальные средства коммуникации), не имея жесткой структуры, поскольку в коммуникации взаимодействуют различные по своей природе факторы — языковые и неязыковые, она является открытой системой, и, следовательно, ее целостность имеет относительный характер. Действительно, варианты взаимодействия ситуаций общения, целей коммуникации, коммуникативных средств и теоретически, и практически неисчислимы. Вместе с тем, именно целостность обеспечивает любому системному единству способность функционировать во времени и пространстве.
Итак, вторая составляющая социокоммуникации, по сравнению с первой — социальной стратификацией общества, разработана недостаточно и требует специального исследования. Каков же подход к этому исследованию? Учитывая, что в коммуникации задействованы различные по своей природе коммуникативные средства, целесообразно выделить коммуникативные системы на базе однородных коммуникативных средств. Отсюда следует, что существует не одна, а несколько коммуникативных систем. Различие коммуникативных средств позволяет выдвинуть гипотезу об уровневой организации коммуникативных систем, обслуживающих общество.
Третья составляющая социокоммуникации представляет собой способы коммуникации. Это самая сложная составляющая, так как включает в себя различные каналы передачи и восприятия информации, ориентированные на различные виды личностной и массовой коммуникации.
Основными видами вербальной коммуникации являются устная и письменная речь. Хотя при этом используются однородные коммуникативные средства, способы их актуализации существенно различаются и требуют специального изучения в плане социокоммуникации. Особую роль в массовой коммуникации играют средства массовой информации (СМИ), которые специализируются по разным каналам передачи и восприятия информации — визуальному (периодическая печать), аудитивному (радио) и аудитивно-визуалъному (телевидение).
Центральное место занимают вопросы коммуникативных средств, которые различны по своей природе и функциям. Нельзя сказать, что их изучение проводилось в плане социокоммуникации, поэтому здесь много нерешенных и дискуссионных вопросов, в частности, вопрос о критериях выделения коммуникативных единиц и степени их социальной обусловленности.
Даже краткий обзор составляющих социокоммуникации и связанных с ними проблем показывает, что для решения этих проблем необходимо привлечение данных наук, смежных с социологией, таких как философия, психология, лингвистика, этнография, антропология и др. Такова специфика любой интегративной научной дисциплины типа социопсихологии, социолингвистики, психолингвистики, социопсихолингвистики, первоочередной задачей которой является обоснование своего предмета исследования, что едва ли можно сделать, не опираясь на достижения наук, имеющих изучения, в данном случае — коммуникацию.