Уроки программирования си
C++ с нуля
Этот самоучитель создан для тех, кто хочет освоить основы программирования на C++. Уроки рассчитаны, в первую очередь на новичков, но будут полезны и тем, кто уже имеет небольшой опыт в программировании. Мы начнем с основных принципов и закончим данный курс уже на более сложных примерах.
Первая программа на C++ — урок 1
В качестве среды разработки под Windows автор советует использовать Visual Studio 2008 (800 Мб), если у вас Windows XP, Visual Studio 2013 (6.5 Гб) для Windows 7 и выше, или Dev C++ 5 (41 Мб) для тех, у кого слишком медленный интернет для загрузки Visual Studio. Пользователям Unix-подобных систем, потребуется компилятор GCC и любой текстовый редактор, например Vim.
После того, как вы установили все необходимое, приступим к написанию первой программы.
Переменные и типы данных в C++ — урок 2
Из школьного курса математики мы все знаем, что такое переменные. В программировании принципы довольно схожи. Переменная — это «ячейка» оперативной памяти компьютера, в которой может храниться какая-либо информация.
Конструкция ветвления в C++ — урок 3
Встречаются ситуации, когда программе нужно выбрать, какую операцию ей выполнить, в зависимости от определенного условия.
К примеру, мы вводим с клавиатуры целое число. Если это число больше десяти, то программа должна выполнить одно действие, иначе — другое. Реализуем этот алгоритм на C++ с помощью конструкции ветвления.
Циклы в C++ — урок 4
Иногда необходимо повторять одно и то же действие несколько раз подряд. Для этого используют циклы. В этом уроке мы научимся программировать циклы на C++, после чего посчитаем сумму всех чисел от 1 до 1000.
Массивы в C++ — урок 5
Сегодня мы с поговорим о массивах. Вы уже знаете, что переменная — это ячейка в памяти компьютера, где может храниться одно единственное значение. Массив — это область памяти, где могут последовательно храниться несколько значений.
Возьмем группу студентов из десяти человек. У каждого из них есть фамилия. Создавать отдельную переменную для каждого студента — не рационально. Создадим массив, в котором будут храниться фамилии всех студентов.
Функции в C++ — урок 6
Сегодня мы поговорим о функциях в C++. Очень часто в программировании необходимо выполнять одни и те же действия. Например, мы хотим выводить пользователю сообщения об ошибке в разных местах программы, если он ввел неверное значение. без функций это выглядело бы так:
Указатели в C++ — урок 7
При выполнении любой программы, все необходимые для ее работы данные должныбыть загружены в оперативную память компьютера. Для обращения к переменным, находящимся в памяти, используются специальные адреса, которые записываются в шестнадцатеричном виде, например 0x100 или 0x200 .
Если переменных в памяти потребуется слишком большое количество, которое не сможет вместить в себя сама аппаратная часть, произойдет перегрузка системы или её зависание.
Динамические массивы в C++ — урок 8
В пятом уроке мы разобрали понятие массива. При объявлении, мы задавали массиву определенный постоянный размер.
Параметры командной строки в C++ — урок 9
При запуске программы из командной строки, ей можно передавать дополнительные параметры в текстовом виде.
Классы в C++ — урок 10
Весь реальный мир состоит из объектов. Города состоят из районов, в каждом районе есть свои названия улиц, на каждой улице находятся жилые дома, которые также состоят из объектов.
Практически любой материальный предмет можно представить в виде совокупности объектов, из которых он состоит. Допустим, что нам нужно написать программу для учета успеваемости студентов. Можно представить группу студентов, как класс языка C++. Назовем его Students .
Видеокурс для изучения языка Си с нуля
- Видео, 8 января 2019 в 21:26
- Алексей Грачев
Язык Си был разработан в 70-е годы XX века Деннисом Ритчи, сотрудником исследовательского центра Bell Labs. Язык отличается несложным синтаксисом, возможностью писать код на низком уровне абстракции, а также компактным размером стандартной библиотеки. Поэтому на нём до сих пор пишут программы для микроконтроллеров, драйвера устройств, промышленное ПО и многое другое.
Чтобы вы смогли изучить Си с нуля, мы нашли интересный видеокурс на русском языке, подробно объясняющий основные конструкции и другие элементы языка. Автор видеоуроков в качестве рабочей среды использует ОС Ubuntu, компилятор GCC и редакторы кода Sublime Text и Visual Studio Code. Каждый видеоурок длится в среднем 25−30 минут, в течение которых подробно разбирается каждая тема. Курс ориентирован на тех, кто никогда не сталкивался с программированием.
Содержание курса
- Введение в язык, создание первой программы
Автор приводит историю языка, объясняет некоторые базовые понятия и создаёт простейшую программу на Си. - Переменные, создание переменных в языке Си
В данном видео рассказывается о типах переменных (short, int, char, float, double, long, long long) и методах их создания. - Переменные, ввод и вывод информации в терминале в языке Си
В видеоролике говорится о том, как ввести и вывести через терминал значения переменных с помощью функций scanf() и printf() . - Escape-последовательности
Escape-последовательности представляют собой сочетания символов, начинающиеся с косой черты и представляющие собой цифру или букву, например n , t . Автор рассказывает, какие escape-последовательности существуют, за что они отвечают и как используются в программе. - Арифметические операции
Видео посвящено разбору различных арифметических операций, принятых в языке. - Составные операции в языке Си
В Си можно использовать составное присваивание значений, например, с помощью += , -= , *= и /= . В видео подробно разбираются эти конструкции, а также показывается их использование на примерах программ. - Локальные и глобальные переменные в языке Си
Автор рассказывает о том, чем отличаются глобальные и локальные переменные, а также знакомит с ключевыми словами extern и static . - Преобразование типов данных в языке Си
В видео объясняется, как привести переменные к другим типам данных, например int к float . - Массивы, создание массивов в языке Си
Из видео вы узнаете, что такое массив, как его создать на языке Си и как выполнять действия с его элементами. Рассматривается только одномерный массив. - Многомерные массивы, создание многомерного массива в языке Си
В видеоролике объясняется работа с многомерными массивами на примере двумерного. - Объявление констант
В 11-м уроке автор рассказывает о том, что такое константа и как объявить её в коде. - Объявление перечислений в языке Си
Автор знакомит с ключевым словом enum и рассказывает, как с его помощью создавать собственные типы данных с помощью последовательностей констант. - Отладка с помощью определений препроцессора
Вы узнаете, какие существуют команды для препроцессора (компонента компилятора, подготавливающего код к компиляции), для чего нужна каждая из них и как применять команды на практике. - Сравнение значений в Си
В видео рассказывается о сравнении значений переменных с помощью == , != , > , , >= , . - Логические значения
В данном видеоуроке рассматриваются логические операции И && , ИЛИ || и НЕ ! . - Проверка условий — тернарная операция
Вы познакомитесь с тернарной операцией, которая представляет собой краткую запись if. else , например (a > b) ? a : b . - Проверка условий if-else
В 17-м уроке рассматривается конструкция if. else , позволяющая запустить определённый код в зависимости от того, выполнено требуемое условие или нет. - Оператор множественного выбора switch case
В видео рассмотрен оператор switch. case , с помощью которого в зависимости от поданного ключа можно выполнить нужный код. - Цикл for
Автор рассказывает о цикле for , позволяющем выполнить код внутри цикла при необходимых условиях требуемое количество раз. - Циклы while, do while
Цикл while часто используется для перебора элементов и может повторяться сколько угодно раз. Цикл do. while отличается от while блоком do , код в котором вне зависимости от условия выполнится хотя бы один раз. - Утверждения break, continue, goto
Вы изучите работу с оператором выхода из цикла break , перехода на следующую итерацию цикла continue , а также оператором перехода на определённое место в коде goto . - Функции, прототипы функций
Здесь даётся введение в функции. Чтобы облегчить понимание, в видео рассматриваются функции без передачи параметров и аргументов. Также вы узнаете, что такое прототип функции. - Функции, передача аргументов в функции
В видеоуроке рассматривается передача аргументов в функции, а также возврат значений из функций. - Функции, рекурсия
В видео рассказывается о рекурсии — вызове функции из самой себя. - Сравнение листингов кода на Си
Вы узнаете, как с помощью команды терминала diff сравнить два файла с исходным кодом. - Пишем код на Си с разделением на файлы
Вы научитесь разделять свою программу на несколько файлов с исходным кодом и использовать заголовочные файлы с расширением .h. - Указатели в языке Си
В видеоуроке всё внимание уделяется указателям — переменным, содержащим ссылку на другую переменную. - Передача указателей в функции в языке Си
С помощью указателей можно напрямую изменять элементы в памяти. Поэтому с их помощью расширяются возможности функций. - Массивы указателей в языке Си
Тема урока — создание и использование массивов указателей. - Функции ввода и вывода строк в языке Си
В этом видео автор рассказывает о вводе/выводе строк через терминал с использованием функций printf() , scanf() , fprintf() , fscanf() , gets() , puts() , fgets() , fputs() . - Строки, функции: strcat, strncat в языке Си
В видеоуроке разбираются функции объединения строк strcat() и strncat() . - Строки, функции: strstr, strcmp в языке Си
Здесь уделяется внимание функции поиска в строке strstr() и функции сравнения строк strcmp() . - Строки, функции: atoi, sprintf, itoa в языке Си
В видео рассматривается функция перевода из строки в число atoi() и функции перевода из числа в строку sprintf() и itoa() . - Структуры в языке Си
Автор объясняет, что такое структуры, а также как их создавать и объявлять. - Структуры в языке Си: объявление указателей в структуре
В видеоуроке рассматривается использование указателей в структурах и объясняется, почему в структурах лучше оперировать указателями, чем массивами. - Структуры в языке Си: указатели на структуры
Здесь рассказывается о том, что такое указатели на структуры, на что они действительно указывают, а также объясняется, для чего нужен оператор -> . - Работа с файлами в языке Си
В данном видеоуроке рассматривается чтение из файла, запись в файл и создание файла на языке Си. В видео демонстрируются кроссплатформенные методы работы с файлами, однако действия с файлами можно проводить и с помощью системных функций Linux. - Работа с файлами в языке Си: функции fread, fwrite
Вы познакомитесь с функцией чтения из файла fread() и функцией записи в файл fwrite() . - Сообщения об ошибках
Если при работе с файлами возникают ошибки, их можно обработать с помощью функций perror() и strerror() . - Рандомные числа в Си
В видео автор разбирает создание псевдослучайных чисел с помощью функций srand(time(NULL)) и rand() и изменение границ множества случайных чисел. - Сортировка в Си
В данном видеоуроке рассматривается использование быстрой сортировки qsort() (Quick Sort), уже встроенной в язык. - WinAPI
В последнем видео курса вы изучите несколько базовых функций системной библиотеки WinAPI, с помощью которых вы сможете реализовать MessageBox.
Дополнительные материалы
Чтобы быстро вникнуть в синтаксис языка, вы можете посмотреть часовое видео, в котором объясняются основы языка. В частности, в нём рассказывается о переменных, условных операторах, структурах, типах данных, арифметических операциях, функциях, циклах и многом другом.
Если видеоуроки не подходят для вас, вы можете ознакомиться с подборкой книг по языку Си и найти для себя подходящую. После изучения основ языка Си вы можете заглянуть в наш раздел с материалами по Си и смежным темам.
Язык программирования Си
практический курс
Что это такое?
В свое время (1991-1992 года), выбрав язык Си в качестве основного языка программирования для математических классов, автор столкнулся с проблемой отсутствия нормальных учебников, которые можно было бы рекомендовать школьникам. Это вынудило его написать свой конспект лекций, который можно было бы назвать «Практический курс программирования на Си» — в него вошли те сведения, которые действительно требовались автору на практике. Многолетний опыт преподавания показал, что конспект действительно востребован и широко используется как школьниками, так и выпускниками.
В качестве среды разработки используется бесплатно распространяемая оболочка Dev-C++ с открытым исходным кодом, включающая компилятор GCC.
Автор будет благодарен за отзывы и конструктивную критику по поводу содержания и оформления этих материалов. Если вы заметили ошибку или у вас есть предложения, замечания, жалобы, просьбы и заявления, пишите.
Лицензионное соглашение
Все опубликованные ниже материалы могут быть свободно использованы в некоммерческих целях при условии сохранения авторства.
Скачивание материалов означает, что вы приняли условия этого лицензионного соглашения.
Скачать
Конспект распространяется свободно в формате PDF. Для просмотра требуется бесплатный просмотрщик Acrobat Reader. Конспект курса условно разбит на 4 части:
- Введение в программирование на языке Си (860 Кб)29.03.2014
Изучение основных конструкций языка и приемов написания программ. - Xранение и обработка данных (792 Кб)21.11.2013
Язык Си: массивы, матрицы, структуры, символьные строки, структуры, рекурсия. - Разработка программ на языке Си (937 Кб)01.03.2014
Приемы проектирования программ, структурное программирование, целочисленные алгоритмы, численные методы, моделирование. - Динамические структуры данных в языке Си (666 Кб)11.06.2009
Списки, стеки, деревья, графы.
Презентации
Для преподавателей и учащихся могут быть полезны презентации, построенные на основе этого конспекта. Их можно скачать на странице Презентации.
Методика
В программе предусмотрено изучение языка Си в 7-11 классах:
Часть I представляет собой расширенный конспект курса 7 класса. Введение в язык Си строится на базе алгоритмической подготовки, которую дети получили в 6 классе, работая с исполнителями.
Основная задача — познакомить учащихся с основными конструкциями языка Си: циклами, условными операторами, процедурами. Весьма успешно проходит изучение разделов, связанных с графикой, анимацией.
Для работы с графикой через браузер можно использовать онлайн-сервис Антона Деникина.
Программа включает следующие разделы (в скобках указана часть конспекта): Массивы (II), Работа с файлами (II), Символьные строки (II), Вращение объектов (III), Моделирование (III). Особое внимание уделяется изучению алгоритмов работы с массивами, в том числе поиска, сортировки и т.п. Дается понятие об эффективности вычислительных методов.
Основное внимание уделяется изучению методов разработки программ на языке Си. Учащиеся выполняют индивидуальное задание, в ходе которого учатся строить графики на экране, знакомятся с преобразованиями систем координат, изучают методы решения уравнений, знакомятся с численными методами, учатся правильно оформлять программы (разделы 1-2 части III). Одно из заданий посвящено использованию метода Монте-Карло для вычисления площади сложной фигуры. Из новых разделов изучаются также Матрицы (II), Массивы символьных строк (II). Вводится понятие указателей и изучаются простейшие операции с ними.
Изучения языка Си выходит на более серьезный уровень. Основные темы — Управление памятью (II), Рекурсия (II), Структуры (II). Предусмотрено изучение языка Паскаль в качестве второго языка программирования. С этого момента алгоритмы на теоретических занятиях записываются поочередно на двух языках.
Изучаются не столько особенности языков, сколько алгоритмы. Основные разделы — Численные методы (III), Моделирование (III), Динамические структуры данных (IV).
Записная книжка программиста-новичка, C#, SQL, PHP и все-все-все
Я ведь это уже делал, но хрен теперь найдешь тот кусок кода, гуглим снова… Где бы найти простое и понятное руководство для начинающего, а не тонкости для мега-гуру?
Навигация по записям
Самоучитель по C# для начинающих. 01. Основы языка, переменные, логика, циклы.
1.1 Начальные понятия
Данный самоучитель рассчитан на людей, совершенно не знакомых с программированием, но способных скачать, установить и запустить программу — в данном случае Visual Studio 2010 (2008,2012). В первой части я кратко расскажу о основах языка C#. Формат самоучителя подразумевает краткое и упрощенное изложение — за подробностями касательно отдельных функций и классов обращайтесь в гугл и msdn, за продвинутыми методиками программирования в продвинутые книги. В принципе почти всю информацию можно найти в интернете, надо лишь знать что искать, так что в отличие от классических книг на несколько сотен страниц я буду давать ту основу, зная которую вы уже сможете сформулировать поисковый запрос — ни в одном разделе я сознательно не даю полной и исчерпывающей информации, ее место в документации. Крайне желательно знать английский язык хотя бы на уровне чтения со словарем — в англоязычном интернете информации на порядок больше, невероятно полезные сайты вроде StackOverflow не имеют русских аналогов, а русскоязычные форумы и обсуждения чаще всего напоминают знаменитый анекдот (под американским форумом можно смело понимать англоязычный с немцами, индусами и бразильцами):
Чем отличаются русский, американский и еврейский форумы?
— на американском форуме вы задаете вопрос и вам дают ответ
— на еврейском форуме вы задаете вопрос и вам задают встречный вопрос
— на русском форуме вы задаете вопрос и вам долго объясняют почему вы такой мудак.
Современные языки программирования вообще и C# в частности скрывают многие низкоуровневые особенности работы компьютеров, так что детально разбираться в особенностях работы регистров процессора и тому подобной зауми новичку не надо (99% программистов тоже). Но некоторые вещи стоит держать в уме.
Что такое язык программирования? Это язык, который понимает компьютер. (ваш Капитан Очевидность) Но на самом деле компьютер понимает только нули и единицы. Так что любой современный язык программирования на самом деле промежуточен — после того как вы напишете программу, он переводится на настоящий язык компьютера — компилируется. Таким образом сначала мы пишем программу на языке программирования в обычном текстовом файле, потом компиллируем в двоичный язык компьютера.
С# в этом плане еще сложней — сначала ваша программа на C# переводится в специальный промежуточный язык — байт-код, после чего уже этот промежуточный язык переводится в двоичный код. Промежуточный язык рассчитан на специальный набор промежуточных программ, которые надо установить на компьютер перед запуском программы на C# — .Net Framework.
Схема работы .Net и C#
Таким образом мы:
1. Пишем код на языке C# в обычный текстовый файл
2. Компилируем программу в байт-код с помощью компилятора C# (1 и 2 можно делать без Visual Studio, например набрать исходный текст в Блокноте и скомпилировать через командную строку)
3. Запускаем полученную программу на компьютере, где уже установлен .Net Framework соответствующей версии), который переводит программу в двоичный код и собственно запускает, давая доступ к компьютеру. (соответственно на компьютере без Net Framework программа не запустится вообще).
1.2 Привет мир
Перейдем к практике, для создания самой простой программы мы запустим Visual Studio и выполним следующее:
1. Пойдем в меню File-New Project (Файл — Новый проект) или сразу кликнем на Create New Project
2. Выберем шаблон Console Application (Консольное приложение)
3. Выберем каталог на диске, где будет расположен наш проект
4. Добавим две строчки в текст программы, чтобы он выглядел вот так
4. Нажмем F5 (можно выбрать в меню Debug — Start Debugging ) и увидим черное окошко с нашим Привет мир, которое закроется после нажатия Enter.
Что это и зачем оно надо? В теории это программа без кнопок и меню, которой можно управлять через командную строку. В наше время такие программы используются редко, в основном очень продвинутыми сисадминами или в мире Linux (что в принципе одно и то же), но знать об их существовании полезно — программисту может довестись с такой работать или даже писать. Нам она нужна по одной-единственной причине — такая программа меньше всего будет отвлекать от изучения универсальных особенностей языка C#.
В самом простом случае (это про нас) компьютер последовательно выполняет команды программиста — одну за другой:
System.Console.WriteLine(«Привет мир!»); — выводит в консоль (то самое черное окно) строку «Привет мир»»
System.Console.ReadLine(); — читает строку, которую мы вводим (ввод завершается нажатием Enter) и переходит к следующей команде.
Так как следующей команды нет, программа завершает работу и закрывает окно.
1.3 Простые переменные
Обычно программы используются для хранения и обработки какой-то информации. Например списока покупателей магазина, сотрудников фирмы или героев и монстров в компьютерной игре. При работе программы все ее данные хранятся в переменных. Переменные и сама программа хранятся в оперативной памяти.
Переменную можно рассматривать как ящик или сумку для данных. Однажды сделав такой ящик мы можем класть в него разные вещи. Само собой на нижнем уровне абсолютно все данные хранятся в виде нулей и единиц, но языки высокого уровня скрывают от нас ненужные сложности. Под каждый тип данных — строку, число, картинку — нужен ящик соответствующего типа, вы ведь не будете складывать деньги, спички, бензин и котят в одну и ту же коробку. Так что у каждой переменной есть тип, который надо указать при ее создании. Тип одновременно описывает и размер переменной — сколько данных в нее можно сложить.
Есть языки программирования, в которых переменные не делятся на типы. Что происходит с котятами в таком случае вы узнаете чуть позже, в разделе про обработку ошибок.
— int, целое число от -2,147,483,648 до 2,147,483,647
— string, строка
— double, число с дробной частью и переменным количеством знаков после запятой, например 1.38 принимает значения от -1,79769313486232 в 308 степени до 1,79769313486232 в 308 степени. Проще говоря очень большие.
— decimal, число с дробной частью и повышенной точностью рассчетов, специально для финансовых операций — в миллионных и более мелких долях float могут накапливаться мелкие ошибки, банки это не любят
— bool — специальный тип для передачи данных об истинности или ложности, принимает только два значения — true или false. В старых языках вместо него использовали int с значениями 1 и 0, но это было менее наглядно и приводило к ошибкам.
Как уже говорилось выше очень часто программы обрабатывают данные о людях. Попробуем это сделать и мы.
Не забудьте запустить по F5 и посмотреть результаты.
Здесь мы объявляем две переменные-строки, оставляем их пока пустыми, объявляем набор переменных с данными о людях, склеиваем из них одну большую строку и заносим в первую переменную-строку, заносим в тот же самый набор переменных другие данные, склеиваем все вместе и заносим в другую строку и только после этого выводим две финальные строки на экран.
Стоит обратить внимание на склеивание нескольких строк в одну с помощью +. Больше информации можно найти здесь, подробное описание всевозможных издевательств над строками — здесь.
1.4 Арифметические операции
Компьютеры почти всегда что-то считают. Собственно само слово computer означает вычислитель. В этой области даже самый слабенький процессор намного превосходит человеческий мозг.
Почему произошло столь странное недоразумение с дробным числом во второй раз? Все дело в том, что внутри одной строки мы выполнили сразу несколько операций. А в каком порядке они выполняются? В порядке приоритета. И у оператора присваивания =, который записывает данные в переменную, этот приоритет один из самых низких
Сначала выполнилось деление двух целочисленных переменных a и b и только после этого целый результат деления записался в дробную переменную doubleResult.
Небольшое отступление:
В дальнейших примерах кода подразумевается, что вы самостоятельно вставите их внутрь
1.5 Управление и логика
На данный момент наша программа не отличается умом — Скайнет из нее не получится, уничтожение человечеству не грозит. Мы просто выполняем команды по очереди, одну за другой, а хотелось бы принимать решения в зависимости от внешних условий — например «если есть возможность, уничтожить всех людей, иначе работать над созданием такой возможности». Делается это с с помощью специальной конструкции если-иначе, или, на родном для C# английском if-else и специальных операторов сравнения:
- — величина слева больше
- = — меньше либо равно и больше либо равно
- == — просто равно, обратите внимание, что равенство очень похоже на оператор присваивания, который записывает значение в переменную = — не путайте их, равенство — это двойное «равно»
- != — не равно
- и другие
Компьютерная логика проста — высказывание или результат сравнения может быть либо истиной либо ложью, либо true либо flase, либо уничтожать человечество либо нет. Третьего компьютеру не дано. Для хранения таких данных существует специальный тип данных — логический — bool — который может принимать только два значения (догадываетесь какие?). Если вы хотите чего-то посложней и похардкорней — то все вместе это булева алгебра, изучайте и просвещайтесь.
Нам важно понять, что любая операция сравнения, на пример 2
Урок 1: “Привет программисту на С++!”
Если честно, о С++ я не хотел писать вообще. Слишком много в сети есть различных ресурсов, посвященных этому языку. Кроме того, имеются отличные учебники.
Однако, столкнувшись с тем, что мой напарник по игрописанию не владеет C++, я придумал курс, который должен максимально быстро и качественно помочь освоить программирование на С++. В данном курсе мы разучим основы С++, затем будем программировать в Windows на C++ Builder и VC++, напишем несколько игр, и когда у вас будет солидная теоретическая база, изучим программирование для Linux (сейчас это направление особенно актуально).
Думаю, план вам ясен. Теперь приступим.
Язык С++ объектно-ориентированный. То есть он оперирует некоторыми сущностями –объектами, описанными с помощью классов. В то же время он является низкоуровневым языком, позволяющим обращаться к ячейкам памяти и изменять значения в регистрах процессорах. С++ одинаково подходит как для написания операционных систем и драйверов, так и для прикладных программ типа MS Office. Ну и для вашего развития скажу, что его написал Бьярн Страупструп, взяв за основу язык С. Фактически, С++ это расширение С. В этом его сила и его слабость. Все это мы рассмотрим в дальнейшем.
Для программирования на С++ нам понадобиться какая-нибудь IDE (интегрированная среда разработки). На сайте Microsoft можно скачать бесплатную версию MS Visual C++ Express, которой хватит на половину наших уроков. Кроме VC++ можно использовать Code Gear C++ Builder (когда-то он был борландовским), CodeBlocks (бесплатная), NetBeans c расширением C++ (бесплатная) или BloodSheed Dev C++ (бесплатная). В наших уроках я буду использовать VC++ Express, но вы вольны выбрать любую на ваш вкус.
Итак, запустим нашу IDE и создадим проект Win32. В настройках выберем ConsoleApplication. Назовем проект lesson1.
В появившемся окне набьем такой текст:
Нажмем клавишу F9. Произойдет компиляция вашей первой программы.
Поздравляю, вы написали свою первую программу.
Немного объясню текст
#include (смотреть по аналогии с другими) указывает компилятору включить в текст программы заголовочный файл с необходимымии функциями и классами. Заголовочный файл – это специальный файл C++, представляющий по сути отдельный модуль, содержащий директивы препроцессора, функции либо еще какие-либо данные. Если вам пока не понятно, пропустите это.
#include содержит функции для работы с локализацией программы. Если вы не включите этот файл и не используете функцию setlocale с параметрами (0,””), то русские надписи будут выводиться в виде нечитабельных иероглифов.
Далее мы указываем на использование пространства std – using namespace std, в котором хранятся нужные нам объекты cout и cin.
Далее используется функция main, являющая точкой входа в вашу программу. Без нее программа просто не запустится. Подробнее мы рассмотрим позже. Объект cout с переопредленным оператором > — считать инофрмацию с клавиатуры. В С для этих целей применялись функции printf () и scanf (). Мы рассмотрим их в других уроках, но они нам мало пригодятся.
char name [20] означает символьный массив. Пока примите это к сведению. Более подробно мы рассмотрим это в уроке 3.
system (“pause”) –специальная функция, предназначенная для работы с системой. У нее есть и другие параметры, но нам пока нужен этот для торможения системы.
Ну вот, вы написали первую программу, которую тут же разобрали. Теперь можно переходить к уроку 2.