Kav-soft.ru

ПК Софт
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Решение логических задач в excel

Логические функции в Excel

Классы: 9 , 10

Ключевые слова: логические функции Excel , логические операции , алгоритм Евклида

Цель: создать условия для формирования понятия использования логических функций в электронных таблицах.

Задачи:

  • сформировать навык применения знаний о разветвляющихся алгоритмах и логических высказываниях для решения задач с помощью электронных таблиц Excel;
  • развить умения применять логические функции И, ИЛИ, НЕ, ЕСЛИ для решения задач с помощью электронных таблиц Excel;
  • развить навык построения диаграмм и создания блок-схем в электронных таблицах Excel;
  • способствовать развитию творческого подхода и логического мышления;
  • воспитывать самостоятельность и трудолюбие.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: лекция, практическая работа на компьютере.

ТСО: компьютер, программа MS Office Excel.

План урока

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Актуализация проблемы – 10 мин.
  3. Изложение нового материала – 25 мин.
  4. Практическая работа на компьютере – 40 мин.
  5. Подведение итогов – 3 мин.

Ход урока

1. Организационный момент:

Опрос присутствующих, объявление темы, целей и задач на урок.

2. Актуализация проблемы:

Логические высказывания – это повествовательное предложение, в отношении которого имеет смысл говорить о его истинности или ложности (по Аристотелю, основателю логики как науки).

Какое предложение является логическим высказыванием?

  1. Сегодня идет дождь. (да)
  2. Сколько тебе лет? (нет)
  3. Как прекрасна жизнь! (нет)
  4. Во вторник не будет информатики, но будет физика. (да)

Некоторые высказывания могут содержать несколько ложных и/или истинных высказываний, которые соединяются между собой словами и, но, или, а, не. Такие логические высказывания являются составными от простых высказываний, а слова, соединяющие простые высказывания в сложные, образуют логические операции.

Логика изучает такие операции над высказываниями, в результате которых снова получается высказывание. Язык логики больше похож на математические формулы, в которых переменные – это простые логические высказывания, а символы между ними – логические операции. Определены следующие логические операции (см. таблицу 1):

Таблица 1

Например, первое высказывание можно представить одной переменной Х-“сегодня идет дождь” и оно может быть истинным или ложным в зависимости от сегодняшнего дня, а 4-е высказывание: с помощью двух простых высказываний А-“во вторник будет информатика” и В-“во вторник будет физика” и операции отрицания и конъюнкции можно будет записать так: А’ & B. Для обозначения истинности или ложности высказывания используют обозначения 1 и 0, или И и Л, или TRUE и FALSE соответственно. Тогда выражение:

Для определения истинности высказываний используют таблицу истинности для определенных логических операций (см. Таблицу 2)

Таблица 2

3. Изложение нового материала:

В электронных таблицах Excel для составления логических высказываний используют функции из категории “Логические”: И(); ИЛИ(); НЕ(); ИСТИНА(); ЛОЖЬ().

Логические высказывания используются в разветвляющихся алгоритмах при проверке условия. Если логическое выражение истинно, то алгоритм пойдет по одной ветке, если ложно, то по другой. В электронных таблицах Excel для проверки условия используют функцию из категории “Логические”: ЕСЛИ ( ; ; ). Для определения количества совпадений по заданному условию используют функцию из категории “Статистические”: СЧЁТЕСЛИ ( ; ). Рассмотрим применение этих функций на примерах.

Пример 1: Определить, принадлежит ли точка с координатами (x,y) выделенной области (см. Рисунок 1).

На рисунке видно, что область состоит из двух частей С и D. Каждая область в свою очередь является пересечением плоскостей (множество точек, удовлетворяющих неравенству). Для определения этих плоскостей составим неравенства, которые получаются из уравнений прямых и окружности, ограничивающие эти плоскости. Для решения задачи определим выделенную область как объединение (дизъюнкция) областей С и D. В свою очередь область C определим как пересечение плоскостей (конъюнкция): (y 4) и ((0 4) & ((0 4; 0

Таблица 3

Для наглядности на другом листе вставим диаграмму, изображающую эту область. С помощью мастера диаграмм выберем точечную диаграмму со значениями, соединенными отрезками без маркеров. Для нее подготовим таблицу точек. Для окружности используем полярные координаты, которые зависят от угла F и радиуса R: x=R*cos(F), y=R*sin(F). В нашем примере R=2, а угол F меняется от 0 до 2*ПИ(). Для квадрата достаточно указать координаты вершин в порядке обхода. Получим (см. Рисунок 2):

Пример 2: Определить наибольший общий делитель двух чисел m и n по алгоритму Евклида.

Приведем блок-схему алгоритма Евклида (см. Рисунок 3):

Пусть значения m и n находятся в ячейках A2 и B2, а результат – в ячейке C2, в которой и будет записана формула. В алгоритме используется два условия, поэтому функция ЕСЛИ будет вызвана дважды: =ЕСЛИ (A2=B2; B2; ЕСЛИ (A2>B2; A2-B2; B2-A2)). Так как значения переменных тоже меняются, то вставим функцию ЕСЛИ ниже в ячейки A3 (=ЕСЛИ (A2>B2; A2-B2; A2) и B3 (=ЕСЛИ (A2

4. Практическая работа на компьютере:

Задание для самостоятельной работы:

Вариант 1:

Определить, принадлежит ли точка с координатами (x,y) выделенной области (см. Рисунок4). Построить диаграмму, отображающую заданную область и точки.

Таблица содержит следующие данные об учениках школы: фамилия, имя, возраст, и рост ученика. Сколько учеников могут заниматься в баскетбольной секции, если туда принимают детей с ростом не менее 160 см? Возраст не должен превышать 13 лет. Построить блок-схему, реализующую алгоритм решения задачи.

Рисунок 4

Вариант 2:

Определить, принадлежит ли точка с координатами (x,y) выделенной области (см. Рисунок5). Построить диаграмму, отображающую заданную область и точки.

Есть данные об оценках, полученных при поступлении в вуз абитуриентами на математический факультет: по русскому языку, математике и информатике. Определить средний балл и количество поступивших абитуриентов по проходному баллу. Построить блок-схему, реализующую алгоритм решения задачи.

Рисунок 5

Вариант 3:

Определить, принадлежит ли точка с координатами (x,y) выделенной области (см. Рисунок6). Построить диаграмму, отображающую заданную область и точки.

Есть информация о росте и весе женщин и мужчин. Определить, кому стоит худеть, а кому нет. Если вес больше чем (рост-100) в 1,5 раза, то срочно нужно худеть. Построить блок-схему, реализующую алгоритм решения задачи.

Читайте так же:
Как вставлять формулы в word

Рисунок 6

Вариант 4:

Определить, принадлежит ли точка с координатами (x,y) выделенной области (см. Рисунок7). Построить диаграмму, отображающую заданную область и точки.

При температуре воздуха зимой до –20° С потребление угля тепловой станции составляет 10 тонн в день. При температуре от –30°С до -20°С дневное потребление увеличивается на 5 тонн, если температура воздуха ниже -30°С, то потребление увеличивается еще на 7 тонн. Составить таблицу потребления угля тепловой станции за неделю. Сколько дней температура воздуха была ниже -30°С? Построить блок-схему, реализующую алгоритм решения задачи.

Рисунок 7

5. Подведение итогов:

Мы изучили логические функции И, ИЛИ, НЕ, ЕСЛИ, СЧЁТЕСЛИ и научились строить с помощью них логические выражения и условия. Применили полученные знания при решении задач. А также повторили построение диаграмм и блок-схем. Подведем итоги и оценим вашу работу:

  • на “отлично” – правильное составление логического выражения и использование логических функций, а также использование мастера диаграмм и построение блок-схем;
  • на “хорошо” – частичное выполнение задачи, например, не подсчитано количество с помощью функции СЧЁТЕСЛИ или построение диаграммы не закончено;
  • на “удовлетворительно” – частичное выполнение задачи, например, не подсчитано количество с помощью функции СЧЁТЕСЛИ или условие построено не верно, и не используются графические объекты;
  • на “неудовлетворительно” – результат не верен.

Урок «Решение логических задач с помощью электронных таблиц MS Excel”

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

«Решение логических задач с помощью электронных таблиц MS Excel ”

обобщить и систематизировать знаний по темам «Таблицы истинности», «Преобразование логических выражений», «Решение логических задач»;

сформировать умения автоматизировать решение логических задач в электронных таблицах.

образовательные (по содержанию материала)

закрепить навыки применения программы MS Excel по форматированию ячеек, вставке логических функций (пользовательский и алгоритмический аспект),

повторить материал по использованию абсолютных и относительных ссылок в формулах, по копированию формул (пользовательский аспект),

закрепить навыки перевода выражений естественного языка на язык алгебры логики (теоретический аспект),

провести компьютерный эксперимент в электронных таблицах по решению задачи (мировоззренческий аспект).

развивающие (по деятельности учащихся)

формировать логическое мышление, внимание учащихся,

формировать информационную культуру,

формировать умение представить информацию в наглядной форме.

выработать умение создавать доступный и понятный по интерфейсу для других информационный продукт.

компьютеры, мультимедийный проектор, экран,

программное обеспечение WINDOWS XP , пакет MS OFFICE 2003,

презентация учителя для сопровождения урока по теме в POWER POINT , файл-тест, созданный учителем в EXCEL ,

тексты заданий и тексты-памятки по технологии работы на уроке, распечатанные на принтере.

Сообщение темы и постановка целей урока (организация начала занятия). – 2 мин.

Актуализация знаний и умений учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе занятия.

Контроль и самопроверка знаний и способов действий в EXCEL (тест-разминка для каждого ученика). — 3 мин.

Решение логической содержательной задачи в EXCEL . – 15 мин.

Практическая работа «Решение логических задач в EXCEL ». – 15 мин.

Подведение итогов. 3 мин.

Домашнее задание. – 2 мин.

1.Сообщение темы и постановка целей и задач урока

Учитель сообщает тему урока обучающимся

2. Актуализация опорных знаний и умений обучающихся

Тест-разминка на повторение материала.

Протестировать учащихся с помощью заранее созданного учителем мини-теста. Файл ученики берут на рабочем столе компьютера. Одновременно произвести тестирование на учительском компьютере кого-то из учеников с целью выявления после общей работы ошибок через подключенный проектор.

На примере теста

Вопрос учителя «Как организован тест? С помощью каких функций»

См. Приложение 1

Файл Excel (тест-разминка)

Учитель: «Когда мы проходили тему «Построение таблиц истинности для сложных высказываний» мы видели, что чем больше логических переменных входит в состав сложного высказывания, тем с большим количеством строчек в таблице истинности мы работаем и тем самым увеличиваем время решения задачи и возникает вероятность того, что мы допустим ошибку в построении таблицы истинности.

Сегодня мы научимся автоматизировать процесс составления таблиц истинности средствами MS Excel и посмотрим преимущество автоматизированного решения в электронных таблицах»

4. Изучение способа решения логических задач с использованием таблиц истинности в электронных таблицах Excel

Решение логической содержательной задачи.

Повторить этапы решения логических задач с помощью таблиц истинности

изучается условие задачи;

вводится система обозначений для логических высказываний;

конструируется логическая формула, описывающая логические связи между всеми высказываниями условия задачи;

определяются значения истинности этой логической формулы;

из полученных значений истинности формулы определяются значения истинности введённых логических высказываний, на основании которых делается заключение о решении .

Учитель использует презентацию для урока по теме. Так как обучающиеся уже достаточно хорошо знакомы с программой EXCEL (ориентируются в интерфейсе, умеют форматировать, вставлять функции, в том числе знакомы с логической функцией ЕСЛИ), то основной акцент – это логические функции ИСТИНА, ЛОЖЬ, И, ИЛИ, НЕ, соответствующие 0, 1, конъюнкции, дизъюнкции, инверсии в алгебре логики.

Четверо школьников, наблюдая за движущимся на большой высоте объектом, высказали свои предположения.

1-й сказал: «Высота объекта больше 10000 м или это перехватчик ПВО со скоростью выше скорости звука».

2-й предположил: «Если высота объекта больше 10 км, то это не перехватчик ПВО и скорость объекта ниже скорости звука».

3-й заявил: «Это НЛО или скорость объекта больше скорости звука».

4-й частично поддержал 3-его: «Если скорость объекта больше скорости звука, то это наверняка НЛО».

Если высказывания всех четырех истинны, то, что это был за объект, на какой высоте и с какой скоростью он летел?

Разбирается и решается коллективно средствами алгебры логики по технологическим картам (приложение 2 )

Текст задачи обсуждается и записывается на языке алгебры логики для каждого высказывания на естественном языке.

Читайте так же:
Как сделать инструкцию в word

В ходе выстраивания технологии решения задачи происходит:

повторение материала по формированию таблиц истинности (деятельность учеников – повторение материала),

обсуждение использования типового алгоритма вставки функций и использование его при вставке логических функций (коллективная деятельность).

5. Закрепление приобретенных навыков. Практическая работа «Решение логических задач в EXCEL »

Решается следующая задача по аналогичной технологической карте, которая была обсуждена на уроке:

уровень воспроизводства — правильность, полнота, осознанность действий и использование новой технологии защиты данных; (приложение 3)

Выбирается группа обучающихся (3 человека), которые решают задачу на бумаге, сами заполняют таблицу (приложение 4)

Сравниваем, какой способ боле удобный и продуктивный

Один из знатоков алгебры логики, приглашая к себе в гости приятеля, решил проверить его способности в решении логических задач. Он охарактеризовал так принцип действия своего четырехкнопочного кодового замка: «Замок открывается, если выполняются следующие 4 условия:

1. Если не нажата кнопка 3, то нужно нажать кнопку 1 и не нажимать кнопку 4;

2.Если нажать кнопку 4, то нужно нажать кнопку 3 и не нажимать кнопку 2;

3.не верно, что нужно нажать кнопку2 или не нажимать кнопку 3, и все это притом, что не нажата кнопка 4;

4.Не нажимая кнопку 4, нажать кнопку 1 и кнопку 3».

Приятель знатока решил задачу.

Чему равно это решение?

К1=нажата кнопка 1, К2 = нажата кнопка 2 …

Определить участника преступления, исходя из двух посылок:

1)Если Иванов не участвовал или Петров участвовал, то Сидоров участвовал

2)Если Иванов не участвовал, то Сидоров не участвовал

Ответ: Иванов в ограблении виновен

Компьютер вышел из строя (нет изображения на экране монитора), однако неизвестно какое устройство не работает (монитор, видеокарта или оперативная память)

1.Если монитор исправен или видеокарта неисправна, то оперативная память неисправна

2.Если монитор исправен, то оперативная память исправна

Исправен ли монитор?

Ответ да, монитор не исправен

6. Домашнее задание

Запомнить технологию работы

Решить задачу на компьютере, расписав все этапы решения в тетради

Представим такую ситуацию: по телевизору синоптик объявляет прогноз погоды на завтра и утверждает следующее:

1)Если не будет ветра, то будет пасмурная погода без дождя.

2)Если будет дождь, то будет пасмурно и без ветра.

3)Если будет пасмурная погода, то будет дождь и не будет ветра.

Так какая же погода будет завтра?

7. Подведение итогов.

Оценки учащимся выставляются следующим образом:

Ученикам, прошедшему тест-разминку за ПК, ученикам, активно работавшим на уроке, некоторым ученикам по практической работе (можно оценить всех по практической работе, при возможности сохранить в первоначальном виде их файлы и просмотреть впоследствии).

В ходе работы обнаруживается следующее: чем больше логических переменных, тем больше строк и столбцов таблицы надо заполнять вручную 0 и 1. Даже при наличии технологии защиты от неправильного ввода – это достаточно рутинная деятельность. Следовательно, у детей появится мотивация сделать впоследствии эту процедуру автоматической. Об этом непременно надо сообщить, на профильном уровне уместно заниматься VBA и научить работать с макросами в электронных таблицах.

8. Рефлексия . Заполнить анкеты Приложение 6

Логические функции в Excel

Классы: 9 , 10

Ключевые слова: логические функции Excel , логические операции , алгоритм Евклида

Цель: создать условия для формирования понятия использования логических функций в электронных таблицах.

Задачи:

  • сформировать навык применения знаний о разветвляющихся алгоритмах и логических высказываниях для решения задач с помощью электронных таблиц Excel;
  • развить умения применять логические функции И, ИЛИ, НЕ, ЕСЛИ для решения задач с помощью электронных таблиц Excel;
  • развить навык построения диаграмм и создания блок-схем в электронных таблицах Excel;
  • способствовать развитию творческого подхода и логического мышления;
  • воспитывать самостоятельность и трудолюбие.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: лекция, практическая работа на компьютере.

ТСО: компьютер, программа MS Office Excel.

План урока

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Актуализация проблемы – 10 мин.
  3. Изложение нового материала – 25 мин.
  4. Практическая работа на компьютере – 40 мин.
  5. Подведение итогов – 3 мин.

Ход урока

1. Организационный момент:

Опрос присутствующих, объявление темы, целей и задач на урок.

2. Актуализация проблемы:

Логические высказывания – это повествовательное предложение, в отношении которого имеет смысл говорить о его истинности или ложности (по Аристотелю, основателю логики как науки).

Какое предложение является логическим высказыванием?

  1. Сегодня идет дождь. (да)
  2. Сколько тебе лет? (нет)
  3. Как прекрасна жизнь! (нет)
  4. Во вторник не будет информатики, но будет физика. (да)

Некоторые высказывания могут содержать несколько ложных и/или истинных высказываний, которые соединяются между собой словами и, но, или, а, не. Такие логические высказывания являются составными от простых высказываний, а слова, соединяющие простые высказывания в сложные, образуют логические операции.

Логика изучает такие операции над высказываниями, в результате которых снова получается высказывание. Язык логики больше похож на математические формулы, в которых переменные – это простые логические высказывания, а символы между ними – логические операции. Определены следующие логические операции (см. таблицу 1):

Таблица 1

Например, первое высказывание можно представить одной переменной Х-“сегодня идет дождь” и оно может быть истинным или ложным в зависимости от сегодняшнего дня, а 4-е высказывание: с помощью двух простых высказываний А-“во вторник будет информатика” и В-“во вторник будет физика” и операции отрицания и конъюнкции можно будет записать так: А’ & B. Для обозначения истинности или ложности высказывания используют обозначения 1 и 0, или И и Л, или TRUE и FALSE соответственно. Тогда выражение:

Для определения истинности высказываний используют таблицу истинности для определенных логических операций (см. Таблицу 2)

Таблица 2

3. Изложение нового материала:

В электронных таблицах Excel для составления логических высказываний используют функции из категории “Логические”: И(); ИЛИ(); НЕ(); ИСТИНА(); ЛОЖЬ().

Логические высказывания используются в разветвляющихся алгоритмах при проверке условия. Если логическое выражение истинно, то алгоритм пойдет по одной ветке, если ложно, то по другой. В электронных таблицах Excel для проверки условия используют функцию из категории “Логические”: ЕСЛИ ( ; ; ). Для определения количества совпадений по заданному условию используют функцию из категории “Статистические”: СЧЁТЕСЛИ ( ; ). Рассмотрим применение этих функций на примерах.

Читайте так же:
Как добавить подпись в word

Пример 1: Определить, принадлежит ли точка с координатами (x,y) выделенной области (см. Рисунок 1).

На рисунке видно, что область состоит из двух частей С и D. Каждая область в свою очередь является пересечением плоскостей (множество точек, удовлетворяющих неравенству). Для определения этих плоскостей составим неравенства, которые получаются из уравнений прямых и окружности, ограничивающие эти плоскости. Для решения задачи определим выделенную область как объединение (дизъюнкция) областей С и D. В свою очередь область C определим как пересечение плоскостей (конъюнкция): (y 4) и ((0 4) & ((0 4; 0

Таблица 3

Для наглядности на другом листе вставим диаграмму, изображающую эту область. С помощью мастера диаграмм выберем точечную диаграмму со значениями, соединенными отрезками без маркеров. Для нее подготовим таблицу точек. Для окружности используем полярные координаты, которые зависят от угла F и радиуса R: x=R*cos(F), y=R*sin(F). В нашем примере R=2, а угол F меняется от 0 до 2*ПИ(). Для квадрата достаточно указать координаты вершин в порядке обхода. Получим (см. Рисунок 2):

Пример 2: Определить наибольший общий делитель двух чисел m и n по алгоритму Евклида.

Приведем блок-схему алгоритма Евклида (см. Рисунок 3):

Пусть значения m и n находятся в ячейках A2 и B2, а результат – в ячейке C2, в которой и будет записана формула. В алгоритме используется два условия, поэтому функция ЕСЛИ будет вызвана дважды: =ЕСЛИ (A2=B2; B2; ЕСЛИ (A2>B2; A2-B2; B2-A2)). Так как значения переменных тоже меняются, то вставим функцию ЕСЛИ ниже в ячейки A3 (=ЕСЛИ (A2>B2; A2-B2; A2) и B3 (=ЕСЛИ (A2

4. Практическая работа на компьютере:

Задание для самостоятельной работы:

Вариант 1:

Определить, принадлежит ли точка с координатами (x,y) выделенной области (см. Рисунок4). Построить диаграмму, отображающую заданную область и точки.

Таблица содержит следующие данные об учениках школы: фамилия, имя, возраст, и рост ученика. Сколько учеников могут заниматься в баскетбольной секции, если туда принимают детей с ростом не менее 160 см? Возраст не должен превышать 13 лет. Построить блок-схему, реализующую алгоритм решения задачи.

Рисунок 4

Вариант 2:

Определить, принадлежит ли точка с координатами (x,y) выделенной области (см. Рисунок5). Построить диаграмму, отображающую заданную область и точки.

Есть данные об оценках, полученных при поступлении в вуз абитуриентами на математический факультет: по русскому языку, математике и информатике. Определить средний балл и количество поступивших абитуриентов по проходному баллу. Построить блок-схему, реализующую алгоритм решения задачи.

Рисунок 5

Вариант 3:

Определить, принадлежит ли точка с координатами (x,y) выделенной области (см. Рисунок6). Построить диаграмму, отображающую заданную область и точки.

Есть информация о росте и весе женщин и мужчин. Определить, кому стоит худеть, а кому нет. Если вес больше чем (рост-100) в 1,5 раза, то срочно нужно худеть. Построить блок-схему, реализующую алгоритм решения задачи.

Рисунок 6

Вариант 4:

Определить, принадлежит ли точка с координатами (x,y) выделенной области (см. Рисунок7). Построить диаграмму, отображающую заданную область и точки.

При температуре воздуха зимой до –20° С потребление угля тепловой станции составляет 10 тонн в день. При температуре от –30°С до -20°С дневное потребление увеличивается на 5 тонн, если температура воздуха ниже -30°С, то потребление увеличивается еще на 7 тонн. Составить таблицу потребления угля тепловой станции за неделю. Сколько дней температура воздуха была ниже -30°С? Построить блок-схему, реализующую алгоритм решения задачи.

Рисунок 7

5. Подведение итогов:

Мы изучили логические функции И, ИЛИ, НЕ, ЕСЛИ, СЧЁТЕСЛИ и научились строить с помощью них логические выражения и условия. Применили полученные знания при решении задач. А также повторили построение диаграмм и блок-схем. Подведем итоги и оценим вашу работу:

  • на “отлично” – правильное составление логического выражения и использование логических функций, а также использование мастера диаграмм и построение блок-схем;
  • на “хорошо” – частичное выполнение задачи, например, не подсчитано количество с помощью функции СЧЁТЕСЛИ или построение диаграммы не закончено;
  • на “удовлетворительно” – частичное выполнение задачи, например, не подсчитано количество с помощью функции СЧЁТЕСЛИ или условие построено не верно, и не используются графические объекты;
  • на “неудовлетворительно” – результат не верен.

Практические примеры логических функций в Excel

Доброго времени суток уважаемый читатель!

В этой статье я хотел бы описать примеры логических функций в Excel, как правильно их использовать, так как уверен, что это позволит более глубоко и эффективней применять их в работе. Все функции я уже описывал в статьях о логических функциях, часть №1 и часть №2, а также в ряде других статей, с которыми вы можете познакомиться на сайте.

Я хочу показать вам только практическое применение функций и их комбинации на тех примерах, которые вам могут пригодиться в работе для выполнения поставленных задач. Я думаю что вы согласитесь со мной в том что эффективное использование Excel и доведение своих задач до автоматизации позволит вам значительно сократить затраты своего рабочего времени и улучшить эффективность выполненной работы. Что позволит увеличить объемы ваших бизнес процессов или просто освободить свое время для самого ценного в жизни: семьи, друзей, отдыха, хобби и т.п.

Ну что же давайте теперь порешаем задачки с примерами использования логических функций:

Итак, начнем решать поставленные задачи.

Задача №1:

На складе содержится группа товаров, к которому применимо определение «залежались», то есть его срок хранения подходит к концу и необходимо произвести переоценку, включить акцию или сделать скидку, срезав цену в 2 раза.

Читайте так же:
Буклет шаблон word

Возьмем за основу 3 условия:

  • Если срок хранения товара 8 и больше месяцев, необходимо вводить акции для увеличения продаж;
  • Если срок хранения увеличился до 10 месяцев и больше делаем скидку 50% на все позиции;
  • В случае, когда срок хранения достигает 12 месяцев, режем цену в два раза и убираем остатки со склада до момента истечения срока хранения.

Исходя из условий мы группируем наличный товар по условиям с помощью функции ЕСЛИ с тремя вложенными условиями (лишние пробелы нужно убрать):

=ЕСЛИ ( D2 >= 12; » Режем цену в 2 раза » ; ЕСЛИ ( D2 >= 10 ; » Скидка 50% » ; ЕСЛИ ( D2 >= 8; «Акционный товар»; «»)))

Как только мы определили, что необходимо делать и с каким товаром, следующим шагом будет определить какую скидку на товар необходимо делать, для увеличения продаж и освобождения склада от залежей «неликвидного» продукта.

Исходя из предыдущих 3 условий, будем делать 3 скидки:

  • Скидка 20% для категории «Акционный товар»;
  • Скидка 50% для товаров, которые на складе уже 10 месяцев и больше;
  • Делим цену на два для товара, сроки хранения, которых уже «горят».

Теперь, исходя из полученных условий, можно вывести сумму скидки на товар в зависимости от времени нахождения его на складе. Для получения результата воспользуемся формулой на базе функции ЕСЛИ:

=ЕСЛИ ( E2 = «Режем цену в 2 раза» ; C2/2 ; ЕСЛИ ( E2 = «Скидка 50%» ; C2*50% ; ЕСЛИ ( E2 = «Акционный товар» ; C2*20% ; «„ )))

Теперь определим новую цену складских остатков, используя возможности игнорирования ошибок с помощью логической функции ЕСЛИОШИБКА. Для этого необходима формула:

=ЕСЛИОШИБКА(C2-F2;“»)

Дополнение! Время хранения можно указывать по датам и привязать функциями времени для его автоматического определения. Это еще более автоматизирует ваши вычисления и улучшит точность и логику вычисления.

Задача №2:

В этом примере логических функций создадим отчёт о результатах выпускных экзаменов, которые должны сформировать пропускной бал при поступлении в гимназию. Экзаменов будет всего три: математика, русский язык и история, проходной бал для зачисления в гимназию будет равняться 12. Дополнительным условием можно добавить, что бы по экзамену с русского языка оценка должна быть не менее 4.

Исходные данные для нашей таблицы будут такими:

Необходимо создать формулу, которая будет общее количество полученных балов сверять с условием по проходному балу. Также в обязательном порядке производится проверка оценки по русскому языку на соответствие и выводится результат: «Зачислен» или «Не принят».

Для написания условия необходимо в формулу ввести логическую функцию И, которая будет отслеживать правильность двух условий и функцию СУММ для суммирования итоговых оценок. Формула получится такая:

=ЕСЛИ(И(C2>=4;СУММ(C2:E2)>=$C$8);»Зачислен»;»Не принят»)

Задача №3:

Очень часто планируя затраты для получения прибыли, специалисты должны отслеживать платежи что бы сумы не выходили за границы лимита и можно было получить запланированную прибыль. По этому важно знать где и когда превышен лимит затрат, что бы в дальнейшем выправить ситуацию и получить положительный результат.

В примере указаны плановые и фактические затраты за квартал в разрезе месяцев и есть возможность проанализировать какие из затрат были чрезмерны. Что бы улучшить визуализацию данных можно воспользоваться условным форматированием для разных ответов: «зеленым» цветом выделить положительные результаты и «красным» — отрицательные. Для этого нам поможет формула:

=ЕСЛИ ( ИЛИ ( C13 > C4 ; D13 > D4 ; E13 > E4 ) ; » Лимит превышен » ; « В границах лимита „ )

Задача №4:

В одном из примеров мы уже производили переоценку складских запасов, а теперь стоит добавить еще и работу статистической функции СРЗНАЧ, которая будет определять товар, цена которого ниже среднего значения цены по прайсу и рекомендовать его к списанию. Применив условное форматирование можно выделить такие позиции. Для получения результата нам нужна формула:

=ЕСЛИ(G2 =2;»Исключить»;»Употреблять»)

Это очень простой, но достаточно наглядный пример, вы же можете изменить его и взять за основу калорийную ценность или даже несколько параметров продуктов. Как вариант в общей таблице продуктов с помощью формулы вы сможете подобрать те, которые наиболее подходят для вас исходя из желаний, состояния здоровья или рекомендаций докторов.

Обращаю внимание! Все логические функции в своих примерах используют знаки сравнения «=», « », « =» или «<>», при использовании которых получаются значения «ИСТИНА» и «ЛОЖЬ». Эти итоги позволяют создавать эффективные логические цепочки, используемые в формулах.

На этом у меня всё! Если у вас возникнет желание, что бы статья с примерами применения логических функций была более обширной, напишите об этом в комментариях, также можете написать какой пример вам бы оказался более интересен.

Буду очень благодарен за оставленные комментарии, так как это показатель читаемости и вдохновляет на написание новых статей! Делитесь с друзьями, прочитанным и ставьте лайк!

Не забудьте поблагодарить автора!

То, как ты встречаешь поражения, определяет твой успех.
Дэвид Фегерти

Использование логических функций в Excel

Табличный редактор Эксель – очень гибкий и мощный инструмент для структурированной работы с данными. Среди большого количества его эффективных инструментов стоит отдельно выделить логические операторы, в основе использования которых лежит признание выражения истинным или ложным. Эти функции эффективно встроены в инструментарий формул и позволяют создавать гибкие условия для различных вычислений или заполнения ячеек на основе логических выражений. В данной статье будут описаны основные используемые функции, а также приведен практический пример использования логических операторов в Excel.

Основные логические функции, используемые в Эксель

Перечень наиболее часто используемых логических операторов можно ограничить следующим набором:

В большинстве случаев их достаточно для построения сложных логических конструкций и задания условий.

Для каждого из указанных выше операторов существуют аргументы (за исключением функций ИСТИНА и ЛОЖЬ) – это могут быть как цифровые или текстовые значения, так и ссылки на данные, содержащиеся в других ячейках.

Читайте так же:
Как выделить все рисунки в word

Операторы ИСТИНА и ЛОЖЬ

Функция ИСТИНА не имеет собственных аргументов и практически всегда используется, как структурный компонент для других логических выражений, так как принимает одно конкретно заданное значение.

Функция ЛОЖЬ, напротив, может принимать любые значения, не являющиеся истинными. Как и ИСТИНА, практически всегда используется, как структурный компонент для других сложных выражений.

Операторы И и ИЛИ

Синтаксис оператора И выглядит следующим образом:

=И(лог_значение1; лог_значение2; …), возможное количество используемых аргументов – от 1 до 255.

Оператор И используется в качестве элемента-связки для нескольких условий логического выражения. Важно, чтобы все аргументы оператора имели значение ИСТИНА (если в выражении их несколько), в противном случае вся логическая цепочка будет возвращать значение ЛОЖЬ.

Синтаксис оператора ИЛИ:

=ИЛИ(лог_значение1; лог_значение2; …), возможное количество используемых аргументов – от 1 до 255.

В отличие от И, функция ИЛИ будет возвращать значение ИСТИНА даже в случае, когда хотя бы один из используемых аргументов ему соответствует, а все остальные – ложные.

Оператор НЕ

Синтаксис функции НЕ: =НЕ(лог_значение).

Количество аргументов оператора НЕ – всегда один. Соответственно, результат функции (ИСТИНА/ЛОЖЬ) полностью зависит только от значения аргумента.

Операторы ЕСЛИ и ЕСЛИОШИБКА

Общий синтаксис функции ЕСЛИ представляет собой конструкцию:

=ЕСЛИ(логическое_выражение;значение_если_истина;значение_если-ложь).

Оператор ЕСЛИ используется для построения сложных развернутых логических цепочек. Суть функции – в проверке внесенного в качестве логического выражения условия. Если условие выполняется, и оно истинно, то в качестве результата функции возвращается одно выражение, если же логическое выражение ложно, то в качестве результата функции возвращается другое условие.

Синтаксис оператора ЕСЛИОШИБКА имеет вид:

=ЕСЛИОШИБКА(значение;значение_если_ошибка).

Функция проверяет истинность логического выражения для первого аргумента, и если он соблюдается, то возвращает в качестве результата его значение. Если же выражение ложно, то в качестве результата выдается значение второго аргумента, указанное в функции.

Операторы ЕОШИБКА и ЕПУСТО

Оператор ЕОШИБКА имеет следующую структуру:

=ЕОШИБКА(значение)

Он позволяет осуществить проверку корректности уже заполненных ячеек (одной или диапазона), и, если ячейка некорректно заполнена, возвращает результат ИСТИНА, в противном случае – ЛОЖЬ.

Примеры значений в некорректно заполненных ячейках:

Аргумент функции – адрес конкретной ячейки или ссылка на диапазон ячеек.

Формула функции ЕПУСТО выглядит следующим образом:

=ЕПУСТО(значение)

Функционал оператора проверяет ячейку или диапазон ячеек и возвращает ИСТИНА, если в ячейке/диапазоне ячеек нет данных, и ЛОЖЬ, если в ячейке/диапазоне ячеек присутствуют данные. Аргумент функции – адрес конкретной ячейки или ссылка на диапазон ячеек.

Практический пример использования логических функций

В примере ниже попробуем частично использовать описанные выше функции для решения задачи, приближенной к реальной ситуации с расчетом премии, зависящей от определенных условий.

В качестве исходных данных – таблица со сведениями о работниках, в которой указан их пол и возраст.

Нам необходимо произвести расчет премии. Ключевые условия, от которых зависит размер премии:

  • величина обычной премии, которую получат все сотрудники без исключения – 3 000 руб.;
  • сотрудницам женского пола положена повышенная премия – 7 000 руб.;
  • молодым сотрудникам (младше 1984 г. рождения) положена повышенная премия – 7 000 руб.;

Выполним необходимые расчеты, используя логические функции.

  1. Встаем в первую ячейку столбца, в которой хотим посчитать размеры премий и щелкаем кнопку “Вставить функцию” (слева от сроки формул).
  2. В открывшемся Мастере функций выбираем категорию “Логические”, затем в предложенном перечне операторов кликаем по строке “ЕСЛИ” и жмем OK.
  3. Теперь нам нужно задать аргументы функции. Так как у нас не одно, а два условия получения повышенной премии, причем нужно, чтобы выполнялось хотя бы одно из них, чтобы задать логическое выражение, воспользуемся функцией ИЛИ. Находясь в поле для ввода значения аргумента “Лог_выражение” кликаем в основной рабочей области книги на небольшую стрелку вниз, расположенную в левой верхней части окна программы, где обычно отображается адрес ячейки. В открывшемся списке функций выбираем оператор ИЛИ, если он представлен в перечне (или можно кликнуть на пункт “Другие функции” и выбрать его в новом окне Мастера функций, как мы изначально сделали для выбора оператора ЕСЛИ).
  4. Мы переключимся в окно аргументов функци ИЛИ. Здесь задаем наши условия получения премии в 7000 руб.:
    • год рождения позже 1984 года;
    • пол – женский;
  5. Теперь обращаем внимание на строку формул. Кликаем в ней на название первоначального оператора ЕСЛИ, чтобы переключиться в аргументы этой функции.
  6. Заполняем аргументы функции и щелкаем OK:
    • в значении “Истина” пишем цифру 7000;
    • в значении “Ложь” указываем цифру 3000;
  7. Результат работы логических операторов отобразится в первой ячейке столбца, которую мы выбрали. Как мы можем видеть, окончательный вид формулы выглядит следующим образом:
    =ЕСЛИ(ИЛИ(C2>1984;D2=»жен.»);7000;3000) .
    Кстати, вместо использования Мастера функций можно было вручную составить и прописать данную формулу в требуемой ячейке.
  8. Чтобы рассчитать премию для всех сотрудников, воспользуемся Маркером заполнения. Наведем курсор на правый нижний угол ячейки с формулой. После того, как курсор примет форму черного крестика (это и есть Маркер заполнения), зажимаем левую кнопку мыши и протягиваем выделение вниз, до последней ячейки столбца.
  9. Все готово. Благодаря логическим операторам мы получили заполненные данные для столбца с премиями.

Заключение

Логические операторы используются практически во всех сложных формулах, в которых значение в ячейке зависит от соблюдения одного или нескольких условий и позволяют строить гибкие конструкции, объединяя простые функции и расчеты в одной ячейке. Это дает возможность значительно сократить время на обработку данных и повысить эффективность работы, так как снимает большое количество промежуточных шагов в расчетах и вычислениях.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector