Правовые основы социальной работы с молодежью статья
Статья на тему «Социальные условия и нормативно-правовые основы самоорганизации молодёжи»
Как организовать дистанционное обучение во время карантина?
Помогает проект «Инфоурок»
Исполнитель: Бородавкина А.В.,
студент 3 курса направления подготовки
«Педагогическое образование»
УрГПУ
Преподаватель: Зыскина М.А.,
доцент кафедры технологий социальной работы
Социальные условия и нормативно-правовые основы самоорганизации молодёжи
Ключевые слова: молодёжь, организация, самоорганизация, молодёжная политика, социальная группа.
Аннотация. В статье рассматриваются понятия «самоорганизация», «молодёжь», представлены нормативно-правовые документы регламентирующие деятельность молодежных объединения. В статье выделены направления государственной молодёжной политики в Российской Федерации.
Keywords: youth, organization, self-organization, youth policy, a social group.
Annotation . The article discusses the concept of «self-organization», «youth», presented legal documents regulating the activities of the youth Association. The article points out the directions of the state youth policy in the Russian Federation.
В современном мире любое общество можно рассматривать как сложноорганизованную саморазвивающуюся открытую систему. Самоорганизация как постоянный процесс внутреннего упорядочивания и совершенствования системы существует во всех сферах человеческого общества. Благодаря участию в процессах самоорганизации человек достигает определенных целей, главная из которых – самореализация.
Молодёжь – наиболее энергичная и действенная общественная группа, которая постоянно находится в процессе самосовершенствования и поиске свеого «Я».
Самоорганизация, в широком смысле, — это процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы.
В.В. Василькова в своем труде «Порядок и хаос в развитии социальных систем» выделяет три типа процессов самоорганизации:
Возникновение новой целостной системы из некоторой совокупности объектов определенного уровня.
Процессы, благодаря которым система поддерживает стабильность организации при трансформации внешних и внутренних условий ее функционирования.
Оптимизация и совершенствование системы, переход на новый виток развития [1].
Социальные группы как форма взаимодействия людей различаются с точки зрения внешней структуры, содержания деятельности, образцов поведения, функций. Внутреннее устройство группы может быть формальным и неформальным, первичным и вторичным.
Молодёжь почти всегда является членом какой-либо формальной группы: школа, училище, техникум, вуз, позже – место работы. В рамках вторичной организации складываются вторичные, неформальные группы [ 5 ] .
Для образования устойчивой социальной группы необходимо:
Принадлежность к одной социальной группе.
Активное взаимодействие между членами социальной среды.
В настоящее время в Российской Федерации существует огромное количество молодёжных организаций, но большая часть из них создана не молодёжью, а какой-либо политической партией для реализации политического проекта, чтобы решить конкретные задачи. Исходя из этого, в большей степени молодежь выражает безразличное отношение к молодежным объединениям, подтверждение можно увидеть в результатах социологического исследования [4]:
Выделяют несколько реально самоорганизующихся молодёжных групп: семья, компании друзей, объединения по интересам и девиантные группы.
Необходимо рассмотреть внешние средовые условия самоорганизации молодёжи. Молодёжь является наиболее восприимчивой общественной категорией. Бурное развитие информационных технологий отразилось на процессе самоорганизации молодёжных групп.
Вопросам социальной работы с различными категориями молодого поколения посвящены многочисленные научные труды отечественных и зарубежных авторов, в которых рассматриваются такие аспекты, как история возникновения и развития, актуальность, содержание, технологии и методы осуществления отдельных направлений социальной работы с различными категориями молодежи, виды и способы оказываемой поддержки [2].
Социальная работа с молодежью и в нашей стране, и во многих других странах является частью государственной молодежной политики. Отечественная концепция государственной молодежной политики сформировалась на рубеже 80 — 90 -х гг. на основе Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» (16 апреля 1991г) С распадом Советского Союза данный Закон практически прекратил свое действие и лишь с принятием в 1993 г. постановления Верховного Совета РФ «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» [3] стал осуществляться курс на проведение молодежной политики в современных условиях.
Данным документом определяется, что государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает по отношению к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, другим народам, на соблюдение прав человека.
Объектами государственной молодежной политики являются граждане Российской Федерации (включая иностранных граждан и лиц без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет. К субъектам молодежной политики относятся государственные органы и их должностные лица; молодежные объединения и ассоциации, а также сами молодые граждане.
Основы деятельности молодежных и детских общественных объединений в нашей стране определены Конституцией РФ (ст. 13, ч. 4, ч. 5, ст. 19, ч. 2, ст. 30); Гражданским кодексом РФ (часть первая, ст. 117); Федеральным законом от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (гл. 2, ст. 6); Федеральным законом от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях»; Законом РФ «Об образовании (ст. 32).
Законодательно-нормативное обеспечение государственной молодежной политики осуществляется и на основании Федерального закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». Закон определяет гарантии, общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений РФ.
В качестве приоритетных направлений на указанный период были выделены:
социально — гражданское развитие молодежи;
деловая и трудовая активность молодежи;
управление молодежной политикой.
В развитии правовой базы государственной молодежной политики особую роль сыграл Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Многие положения этого закона регулируют правоотношения младшей возрастной группы молодежи, т.е. подростков 14-18 лет; устанавливают государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, определяют объем социальных услуг, включенных в этот стандарт. В законе предусмотрено также, что обучающаяся в образовательных учреждениях молодежь может проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав.
Ряд законов направлен на обеспечение прав по охране здоровья, на профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку и занятость, на отдых и оздоровление молодежи.
ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [32] устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Основные правовые аспекты социальной работы с молодежью отражены в следующих федеральных законах: от 29 апреля 1999 г. №80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; от 18 мая 2005 г. №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; «О занятости населения в Российской Федерации»; от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и др.
Согласно принятым законодательным и подзаконным актам под государственной молодёжной политикой понимается деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодёжных объединений, движений и инициатив. Государственная молодёжная политика должна отражать стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, формирование у молодёжи патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, соблюдение прав человека.
В настоящее время продолжается работа по нормативному правовому обеспечению государственной молодёжной политики. Разработан ряд документов:
законопроект «О государственной поддержке молодых семей в жилищной сфере» (совместно с Комитетом по делам женщин, семьи и молодёжи Государственной Думы РФ);
проект федеральной межведомственной программы «Студенчество России»;
проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении примерных положений об учреждениях органов по делам молодёжи»;
проект Постановления Правительства РФ «О государственной поддержке по обеспечению временной и сезонной занятости и трудоустройства студентов на временные рабочие места во внеучебное время»;
проект Концепции патриотического воспитания граждан РФ;
примерное положение об аттестации работников сферы государственной молодёжной политики, которое войдёт в проект Постановления Правительства РФ «О совершенствовании отраслевой системы оплаты труда работников образования и сферы молодёжной политики»;
проект постановления Правительства РФ «О поддержке студенческих трудовых отрядов».
В последние годы заметно усилилось правовое регулирование системы социальной защиты молодежи. В результате сложилась определенная нормативно-правовая база социальной работы с данной категорией населения. Правовой основой социальной работы с молодежью являются федеральные законы, нормативные акты иного уровня, подкрепленные Конституцией Российской Федерации.
Список использованной литературы
Василькова, В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. – Спб., 2000. – С. 20.
Ильинский, И.М. Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы /И.М. Ильинский, С.В. Алещенок, И.А. Володин. — М.: Голос, 2001.
Международные документы по молодежной политике. — М.: Институт молодежи, 1993.
Молодёжь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. Аналитический доклад. М., 2007. – С. 86.
Литвинович, В.М. Современная молодёжь: проблемы самоорганизации. // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов. 2008. 361 с.
Вопросы для самоконтроля:
Что такое самоорганизация?
Какие условия необходимы для формирования устойчивой социальной группы?
В чём причина безразличного отношения молодёжи к участию в молодёжных объединениях?
Социология молодежи
Электронная энциклопедия
под редакцией проф. Вал. А. Лукова
Социальная работа с молодежью
Социальная работа с молодежью — 1) профессиональная деятельность по оказанию помощи как отдельному молодому человеку, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; 2) процесс создания условий, благоприятствующих достижению целей по оказанию социальной поддержки и помощи молодежи в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах; 3) профессиональная деятельность по оказанию помощи молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Социальная работа с молодежью является одной из ведущих отраслей социальной политики, однако сам термин еще не имеет устоявшегося научного выражения, и сферы деятельности в данной области еще не имеют четких границ. Однако, как отмечает ряд исследователей (например, Холостова, 2015; Фирсов, 2012; Денисова, 2012; Зайнышев, 2002), специфические социальные проблемы молодежи заставляют говорить о необходимости формирования специализированных технологий социальной работы, пригодных для решения этих проблем. В числе основных социальных проблем, специфичных в большей степени именно для молодежи, выделяют такие социальные проблемы, как: наркомания, проституция, криминализация, нарушенная социальная адаптация. По мнению исследователя Денисовой, проблема построения технологий социальной работы с молодежью усугубляется тем, что, как правило, молодые россияне являются недобровольными клиентами социальных служб. Культура обращения в социальную службу для решения своих проблем в среде российской молодежи еще не сформирована. Все это вместе взятое заставляет обратить особенное внимание на конструирование социальной работы с молодежью (Денисова, 2012).
Основными целями социальной работы с молодежью являются:
— создание системы социального обслуживания молодежи как государственно-общественной целостной системы социально-психологического сопровождения человека;
— выявление факторов, обусловливающих развитие асоциального поведения несовершеннолетних и молодежи;
— оказание экстренной помощи несовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации;
— увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
— создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может сохранять чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;
— достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в помощи социального работника (Зайнышева, 2002).
Методы социальной работы с молодежью по количеству объектов воздействия можно разделить на 3 уровня:
Индивидуальный — вид практики, применяемой при работе с индивидами и семьями в решении их психологических, межличностных, социально-экономических проблем путем личного взаимодействия с клиентом (основной формой является консультирование). В ходе индивидуальной работы оказывается помощь по налаживанию контактов с социальными ведомствами.
Групповой — метод работы, используемый с целью оказания клиенту помощи через передачу группового опыта. Групповая работа может реализовываться в формах клубной и кружковой работы, что предполагает формирование устойчивого состава молодых людей, наличие определенного пространства и фиксированного времени.
Социальная общность — данное направление призвано максимально содействовать установлению и поддержанию социальных связей, вовлечению жителей и учреждений конкретной территории в решении острых молодежных проблем.
К технологиям социальной работы с молодежью относят:
Социальная терапия — это отрасль научного знания, ориентированная на решение социально-терапевтических проблем через преодоление аномалий смысло-жизненных ориентаций, социальных ценностей субъектов общественной жизни (в том числе молодежи), их представления о справедливости и несправедливости.
Консультирование — установление контакта путем вербальной коммуникации, выявление проблем клиента, содействие и взаимодействие в поиске их решения;
Арт-терапия — «терапия искусством» через вовлечение молодого человека в культурно-досуговые мероприятия, посещение различных культурно-досуговых учреждений;
Музыкотерапия — социализация индивида путем, обращения к какой — либо музыкальной культуре, субкультуре, посещение концертов, слетов, смотров-конкурсов, тематических дискотек регулярное прослушивание музыкальных композиций;
Библиотерапия — воздействие на сознание индивида в процессе формирования смысло-жизненных ориентаций через подбор специальной литературы;
Социально-педагогические технологии — активное участие социального работника (педагога) в воспитании клиента и формировании его смысло-жизненных ориентаций;
Творческие технологии — вовлечение молодых людей в коллективную, творческую и созидательную деятельность, содействие развитию индивидуального творчества;
Логотерапия — (от греч. logos — слово, therapeia — уход, лечение) лечение словом. Социальная логотерапия занимается изучением методов, средств, способов влияния (взаимовлиянии) на представления людей о социальных процессах, смысле жизни, социальных ценностях (Зайнышева, 2002).
Таким образом, в России сформирован набор технологий и методов социальной работы с молодежью, однако существуют ощутимые проблемы в практике социальной работы на всех уровнях. Данные проблемы носят как внутрисистемный, так и внешний характер, в частности молодежь, являясь объектом социальной помощи, часто от нее отказывается. Причины этого, среди прочего, связаны со специфичностью восприятия данной социально-демографической группы попыток открытого внешнего воздействия на нее, вне зависимости от целей такого воздействия. Кроме того, социальная работа является относительно молодой отраслью социальной политики в России и еще только нарабатывает практический опыт в оказании помощи населению.
Социологические основы подготовки специалистов по социальной работе с молодежью разрабатывались в научной школе молодежных исследований Московского гуманитарного университета (Социальная работа…, 1999; Усманов, 2009; Усманов, Фальковская, 2005, Луков, 2010).
Лит.: Григорьев, С. И., Гуслякова, Л. Г., Гусова, С. А. (2006) Социальная работа с молодежью. М. : Гардарики. 204 с.; Денисова, Н. С., Гизатова, И. А. (2012) Технологии социальной работы с молодежью // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). М. : Буки-Веди; Зайнышев, И. Г. (2002) Технология социальной работы / под ред. И. Г. Зайнышева. М. : Владос. 240 с.; Луков, Вал. А. (2010) Социальное проектирование. 9-е изд. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та : Флинта. 240 с.; Социальная работа и социология (1999): Материалы методол. семинара / под ред. А. И. Ковалевой, В. А. Лукова, В. В. Колкова. М. Ч. 1. 191 с.; Усманов, Б. Ф. (2009) Социальная инноватика. 3-е изд., перераб. и дополн. М. : Социум. 667 с.; Усманов, Б. Ф., Фальковская, К. И. (2005) Социальная работа с молодежью: вопросы эффективности. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 215 с.; Фирсов, М. В. (2012) История социальной работы. М. : КноРус. 395 с.; Холостова, Е. И. (2015) Генезис социальной работы в России. 3-е изд. М. : Дашков и К. 232 с.
Правовые основы социальной работы с молодежью статья
Библиографическая ссылка на статью:
Вильцан М.А. Социальная работа с молодежью в современных социокультурных условиях развития российского общества // Политика, государство и право. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/12/2142 (дата обращения: 07.02.2019).
Нормативно-правовая основа функционирования молодежной политики в России включает в себя федеральный, региональный и муниципальный уровни.
Основными нормативными документами выступают: Указ Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» (1992); Постановление Верховного Совета РФ «Основные направления государственной молодежной политики» (1993); ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995); Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» (1996); Постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации» (1996); Федеральный Закон «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» (1999); «Концепция о государственной молодежной политики в РФ» одобренная Правительственной комиссией по делам молодежи (2001); Доктрина Государственной молодежной политики РФ разработанная рабочей группой по вопросам государственной молодежной политики (2002); Стратегия Государственной молодежной политики в Российской Федерации (2006); Концепция Государственной политики в отношении молодой семьи (2007).
На региональном уровне в Тюменской области принят закон «О молодежной политике в Тюменской области» (1997).
К молодежи относят граждан от 14 до 30 лет, в некоторых нормативно-правовых документах (молодые семьи или ученные) молодежью считается население в возрасте до 35 лет.
С точки зрения педагогики, психологии, физиологии и других дисциплин в указный возрастной период происходит не только формирование личности человека, но и его социальное становление.
Ключевым является то, что социально-экономическое, политическое состояние развитие общества напрямую влияет на период социального становления личности молодого человека, а возраст определяет условия интеграции его в общество. Так, ученые отмечают существенные различия между 14-ти летним подростком и 30-ти летним молодым человеком, их отличает, прежде всего, условия жизнедеятельности и проблемы которые им приходится решать. Поэтому, в период социального становления личности молодой человек подвержен различным социальным рискам, которые выражаются в проблемах и обусловлены возрастом.
В частности выделяются такие проблемы как:
— низкий уровень социальной защищенности молодежи;
— активизация общественных объединений пропагандирующих экстремизм и национализм среди молодежи;
— повышение агрессивности и негативизма в молодежной среде;
— не включенность молодых людей в общественные процессы;
— недостаточно развиты механизмы учета мнения молодежи и принятия решений, согласованных с молодежью;
— бесконтрольность распространения негативных информационных потоков, влияющих на поведение молодежи;
— слабая мотивация к обучению;
— трудности при получении престижного и высокооплачиваемого образования;
— низкая заработная плата молодых специалистов и др.
Данные проблемы находят сове отражение нормативных документах по государственной молодежной политике, официально озвучены. В их решение вовлечены органы образования, молодежной политики, здравоохранения и др.
В концепции государственной молодежной политики Российской Федерации обозначены следующие проблемы развития и реализации государственной молодежной политики:
— развитие государственной молодежной политики федерального уровня на научной основе с использование комплексных исследований в регионах;
— искусственная автономность при рассмотрении молодежной проблематики на уровне профильных государственных органов осуществляющих работу с молодежью, что порождает дублирование работы различных ведомств и создает условия для непоследовательной и разнонаправленной государственной молодежной политики;
— в работе преобладает подход от мероприятия к мероприятию;
— результативность органов ответственных за реализацию государственной молодежной политики определяется количественным подходом, т.е. тем сколько мероприятий проведено, редко учитываются потребности и интересы самой молодежи.
Обозначенные проблемы требуют решения, не последнюю роль в этом процессе играет молодежь, так как она считается одним из главных субъектов жизнедеятельности нашего общества и традиционно является носителем передовых идей. От того, какие социальные ориентиры выбирает молодежь, зависит содержание, качество и интенсивность развития нашего общества.
Социальное развитие молодежи с точки зрения социологов во многом зависит от общественного прогресса. С одной стороны, особенности включения молодежи в социальную структуру общества, оказывают влияние на развитие молодежи, выступая при этом одновременно объективными и субъективными факторами интеграции молодежи в общество. С другой стороны, потребности, интересы и ценностные ориентации молодежи формируются в соответствии с культурно-историческим контекстом, в котором они живут.
Главная особенность молодежного возраста заключена в том, что она не только наследует, но преобразовывает систему взаимодействия субъектов социума (детей, молодежи, взрослых, пожилых).
Социальные особенности молодежи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры общества, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения.
От уровня развития молодежи (физических, умственных, образованности, уровня сознания, её ценностных ориентаций, мотивов поведения, социальной активности) зависят её возможности воздействовать на развитие общества, вносить вклад в социальный прогресс.
От того, насколько молодежь включена во все сферы жизни общества, насколько активно она участвует в ней, зависят темпы развития и молодежи, и общества в целом. Но любое развитие, как мы отвечали ранее, может быть затруднено различными субъективными или объективными трудностями. Для того, чтобы трудности преодолевались с минимальными затруднениями органы законодательной и исполнительной власти с помощью нормативно-правовых документов создают условия, гарантирующие комплексную защиту молодежи, направленные, в том числе и на самореализацию молодого человека.
Комплексная защита молодежи связана с такими правами как право на образование, труд, социальное обеспечение и др. В современных реалиях молодежь не всегда имеет в полном объеме реализовывать свои права, так как наличие права не является гарантией его реализации.
Ситуация усугубляется и в том случае, когда молодежь не знает о своих правах в связи с низким уровнем информированности о способах и особенностях решения тех или иных проблем. В связи с этим, государственная молодежная политика реализуется чаще всего в аспекте социализации молодежи, повышении ее социальной активности, но этого явно недостаточно.
Дополняет общую стратегию реализации молодежной политики такое направление деятельности как социальная работа с молодежью. Основой социальной работы с молодежью выступает законодательная база, а главными субъектами являются социальные работники. При подготовке специалистов по работе с молодежью в программе предусмотрены теоретические и практические занятия. В книге «Социальная работа с молодежь» под общей редакцией Н.Ф. Басова говорится: «В целом социальное положение молодежи в России отражает общее состояние общества, которое находится в переходном периоде. Отсюда возникла потребность в углубленной подготовке студентов к социальной работе с молодежью» [1]. Вначале предлагается изучать основные направления социальной работы с молодежью и деятельность учреждений органов по делам молодежи. Далее рассматривается социальная помощь уязвимым категориям молодежи, основные направления и формы социальной помощи данной категории граждан. В качестве предмета изучения также выбрано трудоустройство молодежи, работа с молодыми мигрантами, инвалидами, молодыми семьями. Предметно рассматриваются вопросы организации досуга различных категорий молодежи, а также возможности повышения социальной активности молодежи в рамках проектного подхода.
Также необходимо обратить внимание на подготовку будущих социальных работников с точки зрения государственно-правовых основ социальной работы и направлений развития законодательно-правовой базы социальной работы с молодежью [2].
Таким образом, мы видим, что проблемы социальной работы с молодежью не только регламентированы на общегосударственном уровне, но и имеют свое отражение в системах подготовки будущих социальных работников, что позволит совершенствовать качество жизни молодежи России.
1.2 Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью
В современной государственной молодежной политике основные Концептуальные положения прописаны в Постановлении ВС РФ от 3 июня 1993г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», которое до января 2005г. было главным документом, диктующим государственную молодежную политику.
Объекты государственной молодежной политики:
— граждане Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством от 14 до 30 лет во время пребывания их на территории Российской Федерации, если это влечет обязанности федеральных государственных органов;
— молодые семьи — семьи в первые 3 года после заключения брака, в случае рождения детей — без ограничения периода брака), при условии, что один из супругов не достиг 30 летнего возраста, а так же неполные семьи, в которых отец или мать не достигли 30 лет;
Субъекты государственной молодежной политики:
— государственные органы и должностные лица (указом Президента РФ от 17 мая 2000г. № 867 Государственный комитет по молодежной политике был упразднен, его функции были переданы Министерству образования РФ);
— молодежные объединения и ассоциации;
Принципы государственной молодежной политики:
— сочетание государственных, общественных интересов и прав личности в реализации государственной молодежной политики;
— привлечение молодых граждан к участию в формировании политики и программ для молодежи;
— обеспечение правовой и социальной защиты молодых граждан;
— предоставление молодому гражданину гарантирование государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, трудоустройству;
— приоритет общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.
— обеспечение соблюдения прав молодежи;
— обеспечение гарантий в сфере занятости;
— содействие предпринимательской деятельности молодежи;
— государственная поддержка молодой семьи;
— гарантии предоставления социальных услуг;
— поддержка талантливой молодежи;
— формирование условий для физического и духовного развития молодежи;
— поддержка деятельности молодежных и детских объединений;
— содействие международным молодежным обменам.
— принятие специального законодательства и иных правовых актов, решений местных органов власти и управления;
— внесение изменений и дополнений в законодательство и иные акты;
— разработка и выполнение государственной молодежной политики комплексного и целевого характера;
— создание Российского фонда Федеральных молодежных программ для организации и финансового обеспечения приоритетных программ развития молодежи, а также формирование аналогичных региональных и территориальных фондов;
— выделение в федеральном и местном бюджетах отдельных ассигнований на финансирование мероприятий в области молодежной политики;
— создание государственных органов по делам молодежи и социальных служб различного профиля.
В 1994году была принята Федеральная программа «Молодежь России». Для создания механизма решения молодежных проблем предоставление бюджетных средств на развитие приоритетных направлений молодежной политики.[4]
В 1998году принимается новая Федеральная программа «Молодежь России на 1998-2000г.г.» Основная ее часть заключалась в формировании и укреплении правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи. Программой предусматривалось формирование законодательно-нормативной базы, разработка и поэтапное внедрение системы долгосрочного кредитования и иных форм поддержки молодежи в целях получения образования, поддержки деловой активности, строительства жилья, домашнего хозяйства. Так же формирование системы органов для временной и вторичной занятости молодежи, развития предпринимательства. Развитие условий для духовно-нравственного воспитания, гражданского и патриотического становления молодежи. [5]
В 2000 году утверждена целевая программа «Молодежь России (2001-2005 годы)», направленная на создание и развитие правовых, экономических, организационных условий для воспитания у молодежи в условиях демократического общества, рыночной экономики, правового государства, личностную самореализацию молодых людей. [6]
Задачи, поставленные этой программой.
1. создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого физического развития молодежи, реализация творческого потенциала, поддержка деятельности молодежных объединений;
2. формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни страны;
3. выполнение программ социальной адаптации и повышения конкурентоспособности на рынке труда;
4. профилактика безнадзорности, подростковой преступности, наркомании и алкоголизма;
5. улучшение демографической ситуации в обществе, укрепление института молодой семьи, содействие в решении жилищных проблем;
6. развитие и поддержка федеральной и региональной систем информационного обеспечения молодежи.
В 2005году утверждена Министерством образования и науки РФ программа «Молодежь России на 2006-2010 годы».
Анализ трех предыдущих программ позволяет заметить, что первые две программы направлены на создание правовой базы и системы социальных служб, а третья и последующая четвертая четко выделяют направления поддержки и социальной защиты молодежи.
Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет утвержденную структуру с обязательным минимумом для города, района:
1. комплексный центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной соц. помощи);
2. центр социальной помощи семье и детям;
3. социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;
4. социальная гостиница;
5. социальный приют для детей и подростков.
По содержанию социальная поддержка молодежи может быть материально-экономической, коммуникативно-психологической, профессионально-трудовой, медико-социальной. [13;45]
Государственно-правовые основы социальной работы в современном обществе
Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых установлениях и международных пактах и свободах человека.
Законодательную, нормативно-правовую базу социальной работы России, как и любой другой страны, определяют правовые документы, условно сгруппированные в пять уровней в соответствии с субъектами их издания:
1) регламетирующие, рекомендательные документы мирового сообщества (учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции ООН, ВОЗ, МОТ, ЮНИСЕФ и др.);
2) внутригосударственные юридические акты федерального
3) докумены субъектов РФ, обеспечивающие реализацию законов на своей территории, выполнение нормативных законоположений с правом законодательной инициативы;
4) документы муниципальных образований (городские и сельские районы, микрорайоны, малые города без административного деления);
5) решения, приказы, распоряжения непосредственно учреждений и организаций.
Рассмотрим первые два уровня правового регулирования социальной работы.
Международно-правовое регулирование социальной работы выражается в разработке международных стандартов в области социального обеспечения, в координации национальных законодательств по вопросам сохранения приобретаемых прав на социальные выплаты при переезде граждан из одного государства в другое в процессе трудовой деятельности или сохранения приобретенных прав на конкретный вид пенсии или пособия при изменении страны постоянного места жительства.
Это регулирование следует рассматривать как добровольно обязательное и дополнительное к национальному законодательству в области социального обеспечения.
Оно основывается на ратификации конвенций и иных пактов международных организаций и их органов, участником которых является Россия.
Основными субъектами международно-правового регулирования являются ООН, МОТ, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, СЕ и ЕС.
На федеральном уровне основным законом государства является Конституция РФ, регламентирующая основы общественного и государственно устройства, систему государственных органов управления, порядок их создания и деятельности, основные права и обязанности граждан.
Зафиксированные в Конституции права, свободы и обязанности граждан составляют фундаментальную правовую основу для организаций и проведения социальной работы с населением.
Значительную роль в правовом регулировании социальной работы играют федеральные законы как акты высшей юридической силы на территории РФ, Указы Президента, постановления и распоряжения Правительства, распоряжения ведомств и министерств, а также акты местных властей. В этом направлении проделана значительная работа законодательными, исполнительно-распорядительными, судебными органами в центре и на местах.
К таким законам относятся, например, Законы Российской Федерации «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 г., «О беженцах», «О вынужденных переселенцах», Федеральные законы «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Адресные правовые нормы наиболее конкретны и обозначают систему или элемент системы социальной защиты определенных категорий населения.
Кроме того, есть много подзаконных актов, решений Правительства, концепций, пакета целевых программ и других юридических документов, на основе которых осуществляется правовое регулирование социальной работы.
Таким образом, формирование социально-правовой государственности, при которой либеральные ценности дополняются социальными ценностями, такими как равенство, является основой социальной справедливости.